Еще в конце марта 2017 года правительство одобрило законопроект о создании службы финансовых расследований вместо фискальной полиции.
Согласно ему, численность работников органа будет втрое сокращена, а выполнять свою работу сотрудники будут опираясь на аналитические исследования, а не оперативные мероприятия.
Как было раньше
В большинстве стран Западной Европы фискальные и налоговые службы давно очищены от карательных функций. Их задача - исключительно администрирование налогов. А противодействием финансовым преступлениям занимаются специально созданные органы.
К этому пытаются прийти и украинские чиновники. Еще в прошлом году был принят закон, которым отменено фискальную полицию. И если с 1 января 2017 года сотрудники органа хотя и работали, но были лишены своих полномочий, то уже с 1 апреля налоговая полиция должна быть полностью ликвидирована.
«И что они делают - через прокуратуру подают ходатайство в суд, следственные судьи выносят решения об обыске и проводят обыск. То есть они сейчас работают вне закона и нарушая закон», - отметил председатель комитета по налоговому и таможенному праву Ассоциации юристов Украины Владислав Соколовский.
В общем налоговая полиция состоит из более 10 тыс. сотрудников. Структура настолько разветвленная и раздута, что даже в каждом районе Киева есть свое подразделение налоговой полиции.
Ежегодно на содержание органа из государственного бюджета выделяется около 600 млн грн, столько же налоговая полиция за год приносит бюджету.
«То есть сейчас этот монстр работает, по сути, сам на себя», - отметил Соколовский.
И это при том, что в Украине, по оценкам экспертов, 50% бизнеса, а соответственно, и миллиарды гривен находятся в тени. О неэффективности налоговой полиции свидетельствует и статистика. Ежегодно налоговая открывает несколько тысяч уголовных дел за уклонение от уплаты налогов. Однако только около 1% из них попадает в суды и по ним выносится обвинительный приговор.
«Мы проанализировали все приговоры, которые были вынесены по статье 212 - это уклонение от уплаты налогов за 2016 год. Обвинительных приговоров оказалось аж 34. Почти по 75% этих исков средняя сумма штрафа была не более 32 тысяч гривен. Мы выходим на то, что польза фактически от этих расследований никакая», - отметил старший партнер юридической компании Александр Минин.
Вместо фискальной полиции Служба финансовых расследований
Поэтому реформа налоговой полиции это уже не надобность, а насущная необходимость для Украины.
Согласно правительственному законопроекту о создании службы финансовых расследований, в первую очередь будет значительно сокращена численность налоговых силовиков. Предельная численность работников будет определяться Кабинетом министров, хотя предварительно определено, что это будет не более 3500 человек. Персонал будет отбираться по открытым и объективным конкурсам.
«Предусмотрено много процедур, в том числе у нас будет исследование на полиграфе, будет очень мощное психо-физиологическое тестирование и много других тестов», - уточнил советник министра финансов Украины Сергей Коваленко.
Согласно закону, новый орган должен быть сформирован почти полностью из новых людей, количество старых сотрудников не должна превышать 25% от общего состава службы, еще 5% могут составлять бывшие работники других правоохранительных органов.
«К примеру из бывших работников нужно брать тех, которые осуществляют наружное наблюдение. Ни одно учебное заведение этому не учит, этому учат на практике и минимум год», - пояснил советник министра.
Детективы будут получать от 60 тыс. грн
Детективы службы финансовых расследований будут получать зарплату от 32 тыс. грн, а руководитель службы 64 тыс. грн. И это без надбавок. Конечная сумма будет вдвое больше, уверен советник министра.
Он добавил, что схемы уклонения от уплаты налогов разрабатывают умные люди, поэтому, чтобы их разоблачать, нужны такие же умные специалисты.
«Возможно, некоторые люди, которые работают на теневые схемы сегодня имеют все же совесть и у них нет выбора, потому что они привыкли к хорошей жизни. А здесь им предложат более адекватные условия, и, возможно, кто-то решит покаяться, поработать на государство», - надеется Коваленко.
У фискальных инспекторов не будет специальной униформы, а делиться они будут по 4 типах званий: младший инспектор, инспектор, старший инспектор и генеральный инспектор.
Подчинятся Служба будет одному из министерств, но не налоговой
В общем служба будет состоять из центрального аппарата, в который будут входить подразделения детективов, международного сотрудничества, информационно-аналитические, оперативно-технические подразделения и т.д. и семи территориальных органов.
Служба будет органом исполнительной власти, который будет направляться и координироваться правительством через определенного министра. Предлагается, чтобы это был министр финансов.
Подследственность новой Службы будет ограниченной. В частности новый орган не будет заниматься борьбой с таможенными нарушениями. Кроме финансовых махинаций с уплатой налогов, она также будет заниматься преступлениями, касающимися банковской сферы, незаконного финансирования политических партий и рынка ценных бумаг.
Если же в ходе расследования конкретного дела будут выявлены нарушения некоторых статей уголовного кодекса, в том числе касаемых мошенничества или хищения имущества путем злоупотребления служебным положением, то служба финансовых расследований будет продолжать расследование и по этим статьям.
«Основная идея такова, что этот орган должен иметь все инструменты и права, чтобы противодействовать комплексно именно преступным схемам в сфере экономики. Бороться в первую очередь нужно с мощными схемами, и, к сожалению, часто бенефициарами таких схем могут быть очень влиятельные лица. Поэтому мы предполагаем, что будет сопротивление принятию этого закона», - сказал Коваленко.
Вместо силы - интеллект
Вместе с тем детективы нового органа будут ограничены в применении силовых методов воздействия, а разоблачать преступления будут благодаря анализу различных баз данных аналитическим отделом. Сейчас такой отдел существует только в Службе безопасности Украины, однако и он не занимается экономическими преступлениями. В других правоохранительных органах аналитических отделов нет, а основное направление идет на применение оперативных мероприятий. При том, что в Европе уже отошли от таких методов.
«Например, как следователь организации ФИВТ, которая занимается противодействием экономической преступности в Нидерландах обнаружил преступление, просто анализируя информацию. То есть человек анализировал различные базы данных и увидел, что одна аграрная фирма использовала в три раза больше электроэнергии чем такие же фирмы. Это вызвало у него подозрение, он начал мониторить, потом началась оперативная работа и оказалось, что у этой фирмы рядом с полями обычными, на которых выращивались традиционные культуры, были большие цеха, где выращивали коноплю. Ну, конопля в Нидерландах она законна, но она там выращивалась подпольно, и это было уклонение от уплаты налогов», - пояснил советник министра.
Одобренный правительством законопроект о Службе финансовых расследований направлен на рассмотрение Национального совета реформ и до сих пор не зарегистрирован в парламенте. Поэтому скорее всего ждать создания нового органа по расследованию экономических преступлений придется еще долго.