При ввозе транспортного средства на территорию Украины его необходимо растаможить. Именно эта процедура значительно удорожит импортный автомобиль. Частично некоторые налоги в течение 2015-2016 годов были отменены, в частности спецпошлину, импортный сбор и утилизационный сбор. Однако стоимость растаможивания все еще остается существенной.
Отсюда и многочисленные схемы незаконного уклонения от "растаможки", проблемы с "пересечниками" и ... засилье старой рухляди на дорогах страны.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко перечислил для АСН, какие налоги украинцы все еще вынуждены платить, приобретая авто за рубежом.
Так полная процедура растаможивания на сегодня составляет:
1) Таможенная пошлина для легковых авто - 8% от стоимости автомобиля;
Читайте также: От НДС в бюджет поступает 338 млрд грн, которые расходуются коррупционно или бестолково – экономист2) Налог на добавленную стоимость (НДС) - 20% от стоимости автомобиля;
3) Акцизный налог - в зависимости от объема двигателя.
Кроме этого, выбирая авто стоит учитывать, что владельцам легковушек с двигателем более 3 литров и не старше 5 лет надо будет заплатить еще и транспортный налог – 25 тыс. грн. Это нововведение начало действовать с 1 января 2017 года.
Акцизный сбор с б/у иномарок снизили
Вместе с тем 31 мая 2016 года Верховная Рада приняла законопроект №3251, который предусматривает существенное снижение акцизного сбора на импортные автомобили, бывшие в употреблении, уже с 1 июля 2016 года. К примеру для автомобиля с двигателем объемом 1500-2200 см3 акцизный налог уменьшился с 1,643-2,441евро за см3 до 0,267 евро за см3.
Тип двигателя |
Было (евро за 1 см3) |
Сейчас (евро за 1см3) |
Бензиновые |
||
До 1000 см3 |
1,094-1,438 |
0,102 |
1000-1500см3 |
1,367-1,761 |
0,063 |
1500-2200 см3 |
1,643-2,441 |
0,267 |
2200-3000 см3 |
2,213-4,985 |
0,267 |
3000 и больше см3 |
3,329-4,985 |
2,209 |
Дизельные |
||
До 1500 см3 |
1,367-1761 |
0,103 |
1500-2500 см3 |
1,923-2,209 |
0,327 |
2500 и больше см3 |
2,779-4,715 |
2,209 |
Однако применяются пониженные ставки не ко всем импортируемым автомобилям.
В частности платить сполна придется, если автомобиль выпущен до 1 января 2010 года.
Еще одно ограничение - сниженые акцизы не распространяются на авто, которое не соответствуют экологическому стандарту Евро 5.
Действовать пониженые акцизные ставки будут до 31 декабря 2018 года. И это при том, что с 1 января 2018 года, в Украине должен быть введен уже новый стандарт Евро 6, которым запрещается импорт авто стандарта Евро 5 старше 3-4 лет.
То есть перечень авто, которые можно будет завезти по заниженным акцизным ставкам, снова сократится.
Почему акцизный сбор с автомобилей необходимо отменить
В то же время генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что такое понятие, как акцизный сбор с автомобилей вообще должно исчезнуть.
«Что такое акцизный сбор - это налог на роскошь, на вещи, вредные для здоровья, или налог на высоко рентабельные товары. Автомобиль, что вреден для здоровья, или это предмет роскоши. Мы единственная страна в Европе, имеющая акцизный налог на импорт автомобилей. Я считаю, что его нужно также отменить», - подчеркнул он.
Несмотря на соглашение с ЕС, ввозная пошлина на авто не уменьшается
Что касается ввозной пошлины, то, согласно подписанному Украиной Соглашению об ассоциации с ЕС, пошлина на автомобили европейского производства с нынешних 10% должна снизиться до нуля в течение десяти лет.
То есть с 2025 года ввозная пошлина на импортные авто перестанет существовать вообще.
Но! Начиная с 2015-го и далее, таможенная ставка на авто в Украине должна была снижаться на 1%, и в 2017 году должна была составлять лишь 8%! Почему же она не уменьшилась?
Оказывается, Украина согласно этому договору в любой момент может поднять ставку ввозной пошлины снова до 10% в случае, если импорт из ЕС импортных автомобилей превысит 45 тыс. автомобилей в год.
При этом этот лимит учитывает не только ввезенные европейские марки автомобилей, но и корейские, японские, китайские, которые были собраны в странах ЕС. Именно этой нормой пользуются лоббисты, из года в год затягивая снижение таможенной ставки.
Назаренко убежден, что такая норма, как и сам переходный период в соглашении о ассоциации с ЕС ставят в дискриминационные условия украинского покупателя.
«Пошлина, даже эти 10%, она незаконна, потому что мы подписали соглашение о свободной торговле с ЕС и автомобили с Европы должны идти по нулевой ставке. У нас появился переходный период. Если Верховная Рада откажется от этого переходного периода, то автомобили станут сразу на 10% дешевле», - отметил он.
17-летнее авто из Европы будет стоить украинцам более 7 тыс. евро
Из изложенного выше следует, что завезенный в Украину из ЕС автомобиль может в два раза превысить свою стоимость за рубежом. И чем старше авто, тем дороже стоит его растаможивание.
К примеру возьмем автомобиль Ауди А6 2000 года выпуска с объемом двигателя 1800 см3. Средняя его стоимость в европейских странах 2500 евро. Растаможка его на украинской границе обойдется владельцу в:
- ввозная пошлина - 250 евро (10%);
- НДС - 500 евро (20%);
- акциз - 3983 евро (2,213 евро за 1 см3, авто не подпадает под уменьшенные налоги, потому что старое).
В общем - 4733 евро. И это только налоги!
Добавьте сюда стоимость самого авто. Получится, что 17-летний автомобиль будет стоить украинцу более 7 тыс. евро.
И это еще по самым скромным подсчетам акцизного сбора.
Тип двигуна |
Було (євро за 1 см3) |
Буде (євро за 1см3) |
Бензинові |
||
До 1000 см3 |
1,094-1,438 |
0,102 |
1000-1500см3 |
1,367-1,761 |
0,063 |
1500-2200 см3 |
1,643-2,441 |
0,267 |
2200-3000 см3 |
2,213-4,985 |
0,267 |
3000 і більше см3 |
3,329-4,985 |
2,209 |
Дизельні |
||
До 1500 см3 |
1,367-1761 |
0,103 |
1500-2500 см3 |
1,923-2,209 |
0,327 |
2500 і більше см3 |
2,779-4,715 |
2,209 |
Заявленный повод для введения таких пошлин, сборов и акцизов - защита отечественного производителя. Однако с этой задачей они явно не справляются, так как украинский автопром как лежал "на дне", так и продолжает лежать, частично выживая лишь за счет сборки из зарубежных деталей.
К тому же высокая цена ввезенных из-за рубежа авто дает возможность и отечественным "собиральщикам" задирать цену. Почему бы и нет, у украинцев ведь все равно нет выбора.