11 апреля Антимонопольный комитет принял рекомендации областным и районным администрациям прописывать в договорах с перевозчиками стоимость проезда и условия, при которых возможно изменение тарифов на перевозку пассажиров.
А в уже заключенные договоры, в которых нет информации о стоимости проезда, внести соответствующие изменения.
Протесты как шантаж?
В январе 2017 года перевозчики Киевщины существенно подняли стоимость проезда. Это возмутило общественность, и местные власти заявили, что договорилась с перевозчиками о снижении тарифов. Но не со всеми.
«Мы предложили: можете поднимать стоимость на 25%, потому что это инфляция, это увеличение минималки, это повышение стоимости смазочно-топливных материалов. И что услышали: «Нет, мол, согласно 240 Постановлению, вы не можете влиять на цену, что хотим, то и делаем», - рассказывает и.о. начальника управления инфраструктуры Киевской ОГА Олег Манушевич.
Поэтому в начале апреля водители маршруток пришли под стены Киевской ОГА, требуя отказаться от снижения цен за проезд. Дошло даже до драки с правоохранителями.
Государственное регулирование цен на проезд отменили, но влияние осталось
А началось все еще в 2015 году, когда Кабмин внес изменения в уже упомянутое Постановление № 240, отменив государственное регулирование тарифообразования на перевозку пассажиров. К этому времени стоимость проезда утверждали государственные и районные администрации. Сейчас же перевозчики сами определяют, за сколько будут возить пассажиров.
Однако в Антимонопольном комитете уверены, что местные чиновники имеют рычаги влияния на перевозчиков. В частности, стоимость проезда должна утверждаться перевозчиком как часть паспорта маршрута, который, в свою очередь, является условием для участия в конкурсе на конкретный маршрут. Поэтому в АМКУ отмечают, что именно это является основанием вносить цену проезда в договор.
Тем более перевозчики должны соревноваться между собой, в том числе и с помощью предложений стоимости проезда.
«Роль облгосадминистрации как организаторов перевозок не ограничивается тем, что вы провели конкурс, вы определили определенного перевозчика, заключили с ним какой-то договор. Этот договор должен каким-то образом контролироваться. Мы настаиваем на том, чтобы в этом договоре была прописана цена, которая была согласована сначала самими перевозчиками. В этом договоре также должно быть указано, каким образом должна меняться стоимость перевозки», - объяснил заместитель директора Департамента исследований и расследований рынков непроизводственной сферы - начальник отдела рынков транспорта АМКУ Антон Балаба.
ОГА самоустранились от контроля за изменением тарифов - АМКУ
Однако в комитете выяснили, что по непонятным причинам подавляющее большинство ОГА и райгосадминистраций не рассматривают и не учитывают стоимость перевозки пассажиров во время конкурсного отбора перевозчиков.
Как следствие, в договоре не прописано, по каким тарифам тот или иной перевозчик обязался возить пассажиров и при каких условиях эти тарифы могут меняться.
«В результате самоустранения областных и районных администраций от контроля за установлением изменения перевозчиками тарифов на перевозку пассажиров, происходит необоснованное поднятие перевозчиками тарифов на проезд, и, как следствие, возникает социальная напряженность. Невыполнение областными и районными администрациями возложенных на них функций является бездействием, которое может привести к возникновению признаков нарушений законодательства о защите экономической конкуренции», - говорится в решении АМКУ.
На то, чтобы отреагировать на такие рекомендации и выводы АМКУ, у областных и районных администраций есть 30 дней. Беда в том, что это лишь рекомендации, которые не обязательны к исполнению.
Лучше маршрутка – выше стоимость проезда
Однако такими рекомендациями недовольны ни общественные организации, ни сами чиновники, которых непосредственно это решение касается. В частности, председатель общественной организации «Всеукраинское бюро расследований» Мария Махновец отметила, что в данных рекомендациях нет, наверное, самого важного - привязки тарифов к качеству предоставления услуг.
«В рекомендациях не указано, что изменение ценообразования должно быть рассмотрено в части качества обслуживания. Потому что независимо от того, хорошая это маршрутка или там напичкано много людей и дышать нечем, все равно все цены в один день подняли на 50%», - отметила она.
Активисты также считают, что цены, которые перевозчики определяют сами, должны быть обоснованы. И это также стоит прописать в рекомендациях.
«Мы сравнили, что в Луцке на 18 километров проезд стоит 3 грн, а в Киевской области почти на то же расстояние от 12 до 17 грн», - отметила член рабочей группы при Киевской ОГА Марина Дегтярь.
Рекомендации АМКУ противоречат законам
В то же время сами чиновники уже заявляют, что такие рекомендации противоречат законам. Мол, Минтранс разработал четкую формулу, по которой подписываются договора с перевозчиками, однако в этой формуле нет такого понятия, как регулирование стоимости проезда.
«Более того, в Постановлении Кабмина №240 четко написано, что мы устранены от возможности вносить любые тарифы. Поэтому мы можем проводить конкурсы, и мы их проводим, но мы можем считать только качество транспортных средств. Более того, у нас действует мораторий на проверки предприятий, как мы можем проверять перевозчиков?» - заявил заместитель председателя Донецкой ОГА Виктор Ремский.
К тому же чиновники уверены, что и сами перевозчики будут против, чтобы в договоре прописывалась стоимость билета. А рычагов воздействия на них у ОГА не так уж и много. К тому же админштрафы за нарушение условий перевозки мизерные.
«За месяц мы провели где-то 20 проверок. Было выявлено очень много нарушений, это нарушения технически-аварийного состояния автомобилей, водители грубые, немытые, билеты не выдаются. Мы обнаруживаем, выписываем штрафы, но они их проплачивают и дальше делают то, что хотят. Штрафы незначительные - от 1600 до 3200 грн. Нужны изменения размера штрафов», - считает и.о. начальника управления инфраструктуры Киевской ОГА Олег Манушевич.
Он уверен, что рекомендации Антимонопольного комитета, если их начнет выполнять большинство областных и государственных администраций, могут вызвать очередные протесты перевозчиков в Украине. Однако, несмотря на это, в Киевской ОГА пообещали прислушиваться к советам АМКУ.