В конце 2016 года в Налоговый Кодекс были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года отдельные категории ФЛП, в частности второй и третьей групп, должны платить единый социальный взнос - 704 гривен в месяц, даже если временно не имеют никакой прибыли. Это привело к тому, что значительная часть физлиц-предпринимателей приняла решение закрыть свой бизнес.
Однако закрыть ФЛП на практике зачастую оказывается не так просто, как на бумаге.
Чтобы прекратить деятельность самостоятельно физлицу предпринимателю нужно будет оббить пороги регистрационной службы, налоговой, а в отдельных случаях и Пенсионного фонда.
Чиновники заявляют, что, начиная с середины 2014 года, процедура лишения статуса физического лица - предпринимателя быстрая и безболезненная. Поскольку, согласно новым правилам, предпринимателю достаточно лишь заявить регистратору о прекращении предпринимательской деятельности, и такое прекращение немедленно будет зарегистрировано.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Поход к регистратору
Итак, первый этап в этом процессе – подача заявления о закрытии в регистрационную службу. Заявление нужно подавать в службу того региона, где открывалось ФЛП. Кроме заявления, необходимо иметь при себе паспорт, а в случае, когда подавать заявление будет доверенное лицо, еще и доверенность.
На протяжении 24 часов регистрационная служба должна выдать заявителю уведомление, в котором указано, что с даты подачи документов ФЛП больше не числится субъектом предпринимательской деятельности.
Но это еще не все. Предпринимателю нужно также сняться с учета в качестве плательщиков налога и единого социального взноса в органах государственной фискальной службы и, в отдельных случаях, в Пенсионном фонде. Именно этот этап и «тормозит» прекращение предпринимательской деятельности.
Снятие с учета плательщика налогов
Основанием для снятия ФЛП с учета в соответствующем органе ГФС являются сведения о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Хотя, согласно закону, это уведомление должно направляться регистратором напрямую в налоговую, лучше перестраховаться и самому отнести его в ГФС. Именно там и начинается второй этап закрытия ФЛП.
Стоит отметить, что после получения уведомления о закрытии ФЛП от регистрационной службы, новые налоги и сборы не начисляются. Однако плательщикам 1-й и 2-й групп единый налог надо будет заплатить за весь календарный месяц, даже если регистрация предпринимателя аннулирована в начале или в середине месяца.
Но поход в налоговую дело не из простых, поскольку в ГФС нужно подать кучу документов. В первую очередь заявление о прекращении плательщика налогов. Также нужно иметь при себе оригиналы и заверенные налоговой копии всех ранее полученных в налоговой документов (патенты, свидетельства, учетные книги, и т.п.). Они подлежат обязательному возврату. Также нужно не забыть взять с собой первичные документы по хозяйственным операциям (договоры, акты, накладные и т.д.).
Для закрытия ФЛП также понадобится предоставить налоговикам и выписки из банка по финансовым операциям и справки о закрытии счетов в банковских учреждениях.
Важно, чтобы в документах и бухгалтерии не было никаких ошибок, поскольку после получения всех документов налоговая решает, назначать ли проверку.
Зачастую уже в самих помещениях налоговой или совсем недалеко от них находятся посредники, которые за пару сотен гривен готовы помочь заполнить вам все необходимые документы для закрытия ФЛП. К ним нередко направляют и сами инспектора, поскольку человеку, который не разбирается в налоговых тонкостях заполнения различных бумажек, тяжело самому разобраться в этом.
Если в налоговой приняли решение все-таки провести документальную проверку вашей деятельности, то ждать такой проверки можно очень долго, поскольку чем дольше будут проверять, тем больше пени и штрафных санкций могут насчитать за несвоевременно оплаченные налоги и сборы. Общий срок такой проверки вместо 10 дней обычно затягивается до 3-4 месяцев.
Поход в Пенсионный фонд обязателен не для всех
Поскольку с 1 октября 2013 года контроль по оплате единого социального взноса передали налоговой, то и соответствующую справку о отсутствии задолженности выдают налоговики.
Те же, кто не отчитывался перед Пенсионным фондом за периоды до 1 января 2011 года, проходят проверку и подают отчеты за периоды до 2011 года в управление Пенсионного фонда Украина по месту своего учета.
Если никаких проблем выявлено не будет, налоговики должны дать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. А также направить информацию о снятии с учета плательщика единого взноса и плательщика налогов государственному регистратору.
Именно получение справок об отсутствии задолженности в ГФС и Пенсионном фонде отнимает так много времени и нервов у предпринимателей. В то же время получение таких справок не является обязательным, поскольку законодательного требования ходить к инспектору, стоять "над душой" и ждать справки нет. Но все-таки это в интересах самого предпринимателя.
Закрыться через интернет
С декабря 2016 года процедуру закрытия ФЛП можно осуществить через интернет-сервис iGov.
Для этого предпринимателю понадобится электронная подпись. Имея ее на портале, можно заполнить заявление, регистратор закрывает ФЛП и уведомляет об этом субъекта либо же высылает перечень замечаний, которые необходимо исправить при последующей подаче заявления.
Правда, данная услуга пока доступна не для всех украинцев. Сейчас она работает только в Днепропетровской, Донецкой и Тернопольской областях. Более того, в налоговую в любом случае придется идти и получать соответствующие справки.
Обратиться в специализированные компании
Если же предприниматель не желает самостоятельно оббивать пороги госучреждений, поручить это можно юридической компании или знающим в этом толк людям. В Киеве за закрытие ФЛП «под ключ» берут от 2,5 тыс. грн. Цена услуги зависит от многих факторов: как долго работает предприниматель, есть ли какие-то проблемы с документации и т. д.