Антимонопольный комитет Украины увидел в действиях Одесского городского совета признаки нарушения закона о «Защите экономической конкуренции» и 9 февраля 2017 года направил в Одессу свои рекомендации.
В частности, речь идет о решении № 46 «Об утверждении схемы организации движения грузового транспорта в Одесский морской торговый порт», которое Одесский городской совет принял 25 февраля 2016 года.
Этим решением городские власти утвердили схемы движения грузового транспорта таким образом, что все грузовики направляются в Одесский морской порт только через территорию частного предприятия «Евротерминал.
В рекомендательном письме Антимонопольного комитета уточняется, что ООО «Евротерминал» было образовано в 2005 году для реализации инвестиционного проекта «Сухой порт», который финансируется в том числе и Европейским банком реконструкции и развития.
Как указано в письме ООО «Евротерминал» в АМКУ: «Сухой порт ООО «Евротерминал» был создан с целью вынесения потока грузового автотранспорта за пределы города и создания единой транспортной цепи «Порт-Эстакада-Сухой порт» и в обратном направлении. ... Важность проекта «Сухой порт» для города также подтверждается большим количеством писем от жителей микрорайона «Пересыпь» города Одесса, которые находятся на пути следования грузового автотранспорта в Одесский морской порт. Жители данного микрорайона, уже длительное время обращаются в органы местного самоуправления с жалобами на грузовой автотранспорт, который скапливается на указанных улицах, мешая нормальной жизнедеятельности местных жителей».
Именно социальной напряженностью и ухудшением экологической ситуации в своем ответе-письме Антимонопольному комитету представители Одесского городского совета и объяснили принятие соответствующей схемы проезда грузовиков в порт.
«Решение было принято с целью устранения препятствий, возникающих в связи с движением грузового транспорта, следующего в Одесский морской порт и обеспечению охраны окружающей среды, а также критической социальной напряженностью и опасной дорожно-транспортной ситуацией, возникшей в связи с движением и скоплением грузового транспорта в районе Пересыпского моста», - указано в письме.
В Одесском горсовете отметили, что такое ограничение проезда в Одесский порт было поддержано представителями самого порта, ЗАО «ГПЗКУ» «Одесский зерновой терминал» и ЗАО «Укрэлеваторпром».
В то же время Государственное предприятие «Администрация морских портов Украины» письмом сообщило АМКУ, что одесская власть проинформировала об утверждении данной схемы движения грузовиков, однако не согласовывала ее с Одесским морским портом.
«Указанная схема не согласовывалась с администрацией Одесского морского порта и ГП «АМПУ». К компетенции администрации морских портов Украины не входит согласование любых схем, порядков и т.д., регулирующих движение за пределами морского порта», - говорится в письме.
Также в объяснении указано, что официально въезд на территорию порта и выезд из него возможно осуществить через КПП №2 (ул. Церковная) и КПП №4 (ООО «Евротерминал»).
Казалось бы все понятно, но есть одно большое «но».
В письме Государственной фискальной службы к Национальному антикоррупционному бюро Украины представители ДФС утверждают, что проезд через КПП № 2 к порту... невозможен.
«Департаментом транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета и КП «СМЭП» для внедрения монопольного ограничения были установлены дорожные знаки «Движение грузовых автомобилей запрещено» таким образом, что проезд на ул. Церковная ограничен», - говорится в письме.
Более того, в ДФС отмечают, что установка дорожных знаков городскими властями только на основании борьбы с пробками и для очищения города является необоснованной. К тому же, такие ограничения движения создают монопольное положение для ООО «Евротерминал», поскольку после принятия соответствующего решения об установке знаков, грузовой автомобильный транспорт имеет возможность попасть в Одесский порт исключительно через частную компанию «Евротерминал».
И самое главное, как указано в письме ДФС к НАБУ, заезд на территорию ООО «Евротерминал» не бесплатный. С каждого грузового автомобильного транспорта взимается плата в размере 19,5 долларов США в гривнах по курсу, установленному Национальным банком Украины, отмечают представители ДФС.
Учитывая, что за сутки через терминал проходит около 400 грузовиков, не сложно подсчитать, что фирма зарабатывает не менее 200 000 в день!
В феврале 2016 года Главное управление Нацполиции в Одесской области отозвало согласование новой монопольной схемы движения, но это не останавливает городские власти от продолжения данного ограничения.
Учитывая объяснения всех сторон, Антимонопольный комитет пришел к выводу, что принятое 25 февраля 2016 года Одесским городским советом решение об ограничении проезда в Одесский морской порт противоречит закону «О защите экономической конкуренции» и рекомендовал Одесскому городскому совету предусмотреть возможность заезда грузового автотранспорта на территорию Одесского морского торгового порта без потребления услуг ООО «Евротерминал».
Кто же стоит за «Евротерминал». В свое время журналисты уже выяснили, что ООО основали Екатерина Мажарина и кипрская фирма Northington Holdings Ltd, конечным бенефициаром которой является Павел Лисицын.
О результатах рассмотрения этих рекомендаций Одесский горсовет должен сообщить АМКУ в 30-дневный срок со дня их получения. В противном случае соответствующие органы начнут производство по этому делу.