Антимонопольный комитет Украины рекомендовал Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг отменить решение об определении списка из четырех аудиторских компаний на проведение независимой оценки активов естественных монополий на рынке производства электрической и тепловой энергии.
Соответствующее решение АМКУ принял 30 января 2017 года, а рекомендательное было письмо обнародовано на сайте комитета.
В частности, в нем указано, что 20 августа 2015 года НКРЭКУ приняла протокольное решение, которым установила, что лицензиаты по передаче электрической энергии, которые приняли решение перейти на стимулирующее регулирование тарифов на электроэнергию, для проведения независимой оценки своих активов должны пользоваться услугами одной из четырех аудиторских компаний Deloitte, ricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG.
Антимонопольный комитет обратился в комиссию за объяснениями.
В своем письме-ответе НКРЭКУ объяснила свой выбор тем, что эти компании имеют значительный международный опыт оказания аудиторских услуг организациям, осуществляющим свою деятельность в топливно-энергетическом комплексе, а также располагают рядом высококлассных специалистов.
К тому же, как указано в письме, некоторые из этих компаний уже осуществляли оценку активов крупных украинских предприятий. В частности в 2015 году компания Deloitte провела общую оценку стоимости имущества активов ПАО «Укрзализныця», а в будущем должна провести аудит консолидированной финансовой отчетности НАК «Нафтогаз Украины» за 2015-2016 годы.
А оценивать стоимость активов НАК «Нафтогаз Украины» будет уже другая международная компания Ernst&Young, которая тоже входит в четверку избранных НКРЭКУ.
Компания KPMG была длительное время аудитором Оптового рынка электрической энергии Украины, а Pricewaterhouse Coopers проводит аудит крупнейшей промышленно-финансовой группы страны - Систем Кэпитал Менеджмент, а также многих украинских и транснациональных компаний, объясняют в комиссии.
«Таким образом, Deloitte, Pricewaterhouse Coopers, Ernst&Young, KPMG - являются ведущими международными компаниями, входящими в «большую четверку» крупнейших аудиторских компаний мира и оказывают услуги в области аудита и консалтинга, налогообложения, оценки активов, управления рисками, консультированием по вопросам налогообложения и права, а также других вопросов ведения бизнеса», - говорится в письме НКРЭКУ.
Но в то же время, в своем ответе представители комиссии не указали немалую стоимость услуг вышеперечисленных компаний!
Например, в 2015 году за аудит финансовой отчетности «Укрзализныци» за 2014-2015 гг. компания Ernst&Young просила свои услуги 19,8 млн грн, а Pricewaterhouse Coopers - 25 млн грн.
Для сравнения - финансовый аудит ГП «НАЭК «Энергоатом» за 2015 год, который осуществляли украинские аудиторы (ООО «БДО»), обошелся компании в 684 тыс. грн.
Ощутимая разница в аппетитах, не так ли?
Почему вопрос стоимости аудиторских услуг принципиален? Потому что средства, которые будут тратится энергокомпаниями на услуги аудиторов, компенсируются за счет их потребителей. Грубо говоря - чем дороже аудит, тем выше потом тариф.
Есть ли иной выбор?
Отметим, что, по данным Фонда государственного имущества, по состоянию на 1 декабря 2016 года в Украине зарегистрировано 828 субъектов оценочной деятельности.
Именно эти обделенные вниманием НКРЭКУ украинские игроки рынка и обратились в Антимонопольный комитет с жалобой на решение комиссии. Они не считают, что расплывчатые аргументы комиссии по поводу авторитетности и компетентности выбранных компаний являются достаточными, поэтому соответствующее решение называют необоснованным.
«Оценщики четырех ведущих аудиторских компаний не имеют никакой дополнительной квалификации или опыта по сравнению с остальными отечественными оценщиками», - заявили в своем обращении к АМКУ представители ООО «Северо-Восточная консалтинговая группа».
В то же время участники рынка считают, что основным критерием при отборе оценщиков в указанной сфере должен быть не аудиторский опыт, а профессиональный опыт оценки.
Впрочем, участники украинского рынка признают - НКРЭКУ вообще не выдвинула никаких рекомендаций или требований к квалификации оценщиков, стажу работы и составу субъектов оценочной деятельности, которые могут быть привлечены к проведению такой оценки.
Именно поэтому в Антимонопольном комитете пришли к выводу, что ни законом, ни иными нормативно-правовыми актами не установлены ограничения деятельности субъектов оценочной деятельности по проведению независимой оценки определенных активов.
Так что своим решением НКРЭКУ фактически предоставляет отдельным субъектам хозяйствования преимущества, которые ставят их в привилегированное положение по отношению к конкурентам.
АМКУ признал действия НКРЭКУ такими, которые содержат ие признаки нарушения закона «О защите экономической конкуренции», и рекомендовал комиссии отменить протокольное решение № 5, которым определены четыре ведущие аудиторские компании, а именно: Deloitte, Pricewaterhouse Coopers, Ernst&Young, KPMG, которые должны привлекаться для осуществления независимой оценки активов энергокомпаний.
О результатах рассмотрения этих рекомендаций НКРЭКУ должна сообщить Антимонопольному комитету Украины в 30-дневный срок со дня их получения. В противном случае соответствующие органы начнут производство по этому делу.