Обращение НАК «Нафтогаз Украины» к народным депутатам с предложением пересмотреть "требования к раскрытию конфиденциальной коммерческой информации, в том числе и закупочной стоимости газа", то есть фактически - засекретить цены закупаемого зарубежом «голубого» топлива, является необоснованным. Такое мнение в комментарии АСН высказал эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
С его слов, после того, как «Нафтогаз» начал полностью закупать газ реверсом с ЕС, работа компании и так стала более закрытой.
«Во-первых, они засекретили компании - с кем конкретно сотрудничает «Нафтогаз» - неизвестно, какие объемы, в какой компании закупаются - неизвестно, условий, на которых сотрудничает «Нафтогаз», - никто не знает. По цене - НАК подает цену агрегированную, то есть вы не можете понять, какой объем, по какой цене был закуплен на европейском рынке. Если мы говорим о прозрачности компании - здесь вообще комментировать нечего», - сказал Землянский.
По мнению эксперта, намерением еще больше закрыться от общественности, засекретив еще и цену, по которой закупается газ из Европы, «Нафтогаз» готовит себе возможность для маневра в отношении увеличения тарифов для внутренних потребителей.
«НАК полностью закрывает информацию, чтобы не было возможности у общественности отследить, как вообще работает НАК «Нафтогаз Украины», как формируются цены. Поэтому НАК будет иметь полную возможность аргументировать: "Почему поднимаются тарифы? Потому что мы же дорогой газ закупаем!» - считает эксперт.
В то же время Землянский сомневается, что парламентарии поддержат это предложение государственной компании.
Напомним, ранее НАК «Нафтогаз Украины» обратился к народным депутатам с предложением сделать требования к раскрытию конфиденциальной коммерческой информации, в том числе и такой, как стоимость природного газа в контрактах на закупку «голубого» топлива у европейских поставщиков, одинаковыми для компаний любой формы собственности. Отмечалось, что раскрытие коммерческой информации якобы ставит госхолдинг в невыгодное положение по сравнению с частными импортерами и может привести к росту цен на импортный газ и сужению круга поставщиков.