За последние три года изменения в украинское налоговое законодательство вносились трижды – в конце 2014, 2015 и 2016-го. Последние два новшества – это снижение единого социального взноса с января 2016 года практически в два раза — с 41% до 22%, и повышение минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3200 грн.
Но ни снижение ЕСВ, ни поднятие минималки не даст существенного и ожидаемого результата, считает президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.
«С одной стороны абсолютно правильное и логичное решение о повышении минимальной зарплаты, но в отрыве от других изменений, которые должны проходить, оно не даст нужного эффекта, точно так же, как не дало эффекта снижение ЕСВ в конце декабря 2015 года – зарплаты из тени не были выведены», - констатирует он.
ЕСВ и налог на доходы физлиц предлагают объединить
В ассоциации разработали свой проект либерального Налогового кодекса, в котором, со слов Катамадзе, предусмотрены существенные изменения налогообложения.
А именно, разработчики документа предлагают объединить единый социальный взнос с налогом на доходы физлиц и постепенно уменьшать его ставку - в течении первых трех лет, после того как кодекс вступит в силу, с 32% до 20%.
«Либерализация налогового законодательства означает, что упрощённый подход к системе налогообложения не будет иметь никакого эффекта. Если будет либеральный налоговый кодекс, тогда упрощенка сама по себе отпадает. Это для того, чтобы конкурентные условия ведения бизнеса были для всех одинаковые», - считает Катамадзе.
Без упрощенки
Также в Ассоциации налогоплательщиков предлагают вместо упрощённой системы налогообложения ввести понятие "микробизнес" и "малый бизнес".
Планируется, что статус микробизнеса сможет иметь физическое лицо - предприниматель, которое занимается розничной продажей товаров на рынках, традиционно народными промыслами, предоставляет бытовые услуги населению. Количество нанятых работников таким физлицом не должно превышать 5 человек, а годовой объём дохода - не более 1 миллиона гривен. Для таких ФЛП предлагается оплата налога в размере 8% от минимальной заработной платы.
Малым бизнесом, согласно проекту этого налогового кодекса, предлагается считать физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют услуги населению, а также плательщикам налогов, на которых распространяется особый режим налогообложения. У такого ФЛП количество нанятых лиц не должно превышать 25 человек, а годовой объём доходов должен быть в пределах 5 млн грн. Предлагается, чтобы такие предприниматели платили налог в размере 3% от дохода.
Малый и средний бизнес должны составлять в доле ВВП 50%
Такие изменения, по мнению Катамадзе, позволят существенно развить в Украине малый и средний бизнес. По подсчетам разработчиков документа, если предложенный кодекс таки примут, то по итогам трех лет малый и средний бизнес в доле ВВП страны будет составлять не 10-15% как сейчас, а более 50%.
«На сегодняшний день Украина в этом смысле самая отсталая на европейском континенте страна – сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП Украины составляет 10-15%. В Польше, например, это более 65%, в Великобритании 97%. Во всех развитых странах доля ВВП, которая приходится на малый и средний бизнес, очень высокая. Украине не имеет права не сделать этот шаг», - уверен Катамадзе.
Вместо налога на прибыль - налог на выведенный капитал
Еще одно существенное изменение, предлагаемое авторами нового проекта налогового кодекса, - это отмена налога на прибыль, а вместо него - налог на выведенный капитал. Управляющий партнер аудиторской компании "Капитал Плюс" Татьяна Шевцова, которая и занималась разработкой этих инициатив, утверждает, что такие изменения позволят решить большой круг проблем как в администрировании, где упрощаются правила, так и в самой процедуре налогообложения.
По ее мнению, нынешняя модель налога на прибыль неэффективна, поскольку из 264 тысяч зарегистрированных плательщиков налога на прибыль, 90% налоговой нагрузки приходится на 1086 предприятий. Это в основном - государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями.
Большинство остальных предприятий показывают, что работают в убыток. По данным ГФС, сумма накопленных убытков по этим предприятиям составила более 1 трлн грн.
«Вот этот триллион убытков приходится на крупных плательщиков налогов. И именно убыточные плательщики налога на прибыль занимаются выводом капитала. А меня, как гражданина, будет волновать, чтобы этот вывод капитала принес налог. И не надо задумываться, кто что задекларировал, кто каким образом выводит свой капитал, пусть эти средства приносят налоги», - обозначила Шевцова.
Никаких изменений в течение 3 лет
Обсуждение проекта нового налогового кодекса на уровне бизнеса и общественности планируют продлить до конца мая и уже в апреле документ хотят внести на рассмотрение в парламент.
Его авторы отмечают, что в идеале Верховная рада должна принять законопроект за шесть месяцев до нового года, что бы он вступил в силу с 1 января 2018 года.
Также в ассоциации предлагают ввести трехлетний мораторий на изменения в налоговый кодекс, а с момента вступления его в силу объявить шестимесячное нулевое декларирование.
«Имеется в виду, что люди не будут платить налог за то, что они задекларируют. Чтобы все, что есть у людей на руках, они могли честно и смело задекларировать и чтобы не было уголовно-административного преследования за это декларирование», - добавил Григол Катамадзе.
В первые полгода-год после вступления в силу новых правил стоит ожидать значительного уменьшения поступлений в бюджет, отметил он.
«Для этого страна должна думать, каким образом подготовиться к этому. Мы считаем, что одним из источников компенсации или создания экономической подушки для этого является тотальная приватизация государственной собственности, которой государство не умеет управлять. Причем это нужно сделать в течении 2017 года», - считает Катамадзе.