«Укрзализныця» закупает вещи, которые являются абсолютно ненужными или должны закупаться в значительно меньшем объеме, а ее глава Войцех Балчун "вместо того, чтобы работать, все время занимался всевозможными политическими договоренностями". Такое заявил министр транспорта Владимир Омелян.
То есть 30 января скандал между министром транспорта и когда-то им же воспетым победителем конкурса на руководителя УЗ Войцехом Балчуном снова оживился. Более того, министр транспорта заявил, что Балчун вроде бы даже общался с олигархами-депутатами Дубневичами (Ярослав и Богдан - народные депутаты из БПП. - АСН) о сотрудничестве с УЗ.
"По моей информации, дела относительно братьев Дубневичей уже есть в НАБУ и СБУ. В частности, проводились обыски в компаниях, близких непосредственно к ним. Я надеюсь, что правоохранительные органы доведут дело до конца", - заявил Омелян.
Более того, под руководством министра на Балчуна собирался огромный пакет компромата.
"Сегодня мы завершаем подготовку документов, часть которых уже передали в НАБУ, о деятельности и нарушениях "Укрзализныци". Завтра мы официально их передадим и надеемся, что правоохранительные органы в рамках открытого уголовного производства смогут сказать: те или иные лица задействованы в коррупции. Мы передадим документы в НАБУ, СБУ, ГПУ, Нацполицию", - заявил Омелян во время круглого стола 30 января.
Министр транспорта так разгорячился, что аж несколько раз повторил фамилию Дубневичей, ведь, по его словам, они лоббируют коррупционные интересы в компании.
"Это нарушения при закупках, ремонтных работах инфраструктуры, которые имеют отношение к отдельным политическим персонам. По нашему мнению, компания действовала в их интересах... Что касается фактов коррупции, то они есть. Мы их постоянно фиксируем. Во-первых, это тендерные процедуры, касающиеся закупки дизтоплива", - добавил он.
По подсчетам Омеляна, такая деятельность уже нанесла государству огромные убытки, которые исчисляются десятками миллионов гривен.
Более того, Балчун вроде бы еще провалил и план капитальных инвестиций, заявил и.о. главы "Укрзализныци" (2015-2016 гг.) Александр Завгородний, который сидел рядом с министром транспорта на вышеупомянутом круглом столе. По крайней мере, по его словам, именно под эти капитальные инвестиции в свое время «выбивалось» повышение тарифов на перевозку УЗ.
"Я не понимаю причину, почему не был выполнен план капитальных инвестиций. Когда мы пробивали повышение тарифов, объясняли, что это нужно для того, чтобы купить вагоны, сделать какие-то вещи, а этого не происходит", - заявил он.
По его словам, согласно одной из докладных о защите финансового плана, еще при правительстве Арсения Яценюка прописали точные цифры, сколько надо было купить вагонов. Но что-то пошло не так.
"Было 30, потом оказалось 20, а всего вышло 9 в течение года. Количество грузовых вагонов было 1200 единиц, а сейчас говорим о приобретении 400... Могу сказать, когда я уходил с должности, предприятие было подготовлено к нормальной работе. В моем понимании, предприятие было подготовлено к нормальной работе, работал тот же коллектив за исключением председателя правления. На счетах было 5,4 грн и утвержден финансовый план", - отметил он.
Напомним, на последнем заседании Кабмина Омелян и Балчун (кстати, назначенный по результатам жесткого конкурсного отбора на должность руководителя УЗ в апреле прошлого года) устроили публичный скандал. После отчета и представления планов руководителя «Укрзализныци» министр инфраструктуры Владимир Омелян обвинил Войцеха Балчуна в провале реформы и коррупции.
Вместе с тем руководитель «Укрзализныци» отреагировал довольно резко: «Я сюда приехал, чтобы работать по тем стандартам, к которым я привык. И я, честно говоря, некомфортно чувствую себя в ежедневном диалоге с господином министром (Омеляном. - АСН), который не способствует ни реформам, ни Украине».
Далее была еще тирада о самопиаре Омеляна и о скромности Балчуна. (Что касается последнего, то оба чиновника весьма неохотно общаются с прессой. Поэтому здесь определить, кто менее «пиарный» просто невозможно.)
Подобную дерзость Балчуна можно объяснить разве что уверенностью в полной поддержке со стороны премьер-министра Владимира Гройсмана. Ведь тот за словом в карман не полез, оборвав перепалку чиновников заявлением, что «Укрзализныця» будет подчинена Кабинету министров, а не Минтрансу, и если министр не может наладить нормальную работу с руководителем УЗ, то это сделают в правительстве.
Омеляну же Владимир Гройсман достаточно грубо намекнул на отсутствие опыта работы на железной дороге, который, в свою очередь, есть у Балчуна.
Справедливости ради стоит отметить, что у многих министров в правительстве нет опыта работы во всех вверенных им отраслях и подобное публичное фактически унижение со стороны выглядит как объявление открытой войны между премьером и его министром.
На самом деле, говорит политолог Виктор Небоженко, за скандалом в "Укрзализныце" стоят те, кто хочет контролировать огромные финансовые потоки железнодорожных перевозок.
"Укрзализныця" и "Укрспирт" всегда были двумя основными "кормушками" тех, кто реально контролировал железнодорожные перевозки и производство спирта в нашей стране. Сейчас же "железная дорога" зависла между министром инфраструктуры Омеляном и поляком Войцехом Балчуном, а также - Минэкономразвития, которому передали в управление компанию на последнем заседании Кабмина", - заявил он.
Естественно, передача УЗ Минэкономразвития ничего положительного не принесет, считает Небоженко. По его мнению, по крайней мере быстрого продвижения на пути реформирования "Укрзализныци" при таких обстоятельствах точно не получится.
"Это просто передача еще одного субъекта управления. Кто за этим скандалом непосредственно стоит сегодня - сложно сказать. Но кто-то явно хочет получить доступ к одному из стабильных финансовых источников. В любом случае то, что конфликт стал публичным, еще раз демонстрирует кризис Кабмина. Премьер не должен был допускать "вынос сора из избы", - убежден Небоженко.
Эксперт напомнил, что "Укрзализныця" всегда имела каких-то «смотрящих».
"Не секрет, что многие годы железную дорогу контролировал олигарх Ахметов. Ему когда-то принадлежало до 4 тыс. арендованных вагонов. А теперь получается - что пришел поляк Балчун. И непонятно: кому принадлежат эти вагоны. В любом случае тот, кто реально получает выгоду от железной дороги, заинтересован в перестановке кадров в компании, в ее переподчинении и во всем этом конфликте», - говорит Небоженко.
То есть последние скандалы - это далеко не весь «мусор», который будет вынесен в публичную плоскость.
А учитывая, что Владимир Омелян, к слову, назначенный в правительство Гройсмана по квоте фракции «Народный фронт», грозит обратиться еще и во все правоохранительные органы в Украине, то впереди может быть еще и «война» силовых ведомств.
Без должного внимания остается и вопрос, логично ли было переподчинять огромную компанию другому ведомству только по той причине, что руководители министерства и компании, мягко говоря, не находят общий язык? Так недалеко и до абсурда - когда все что угодно будет переподчиняться кому угодно по какому угодно поводу.