Упрощение условий ввоза в Украину автомобилей с иностранной регистрацией лоббируют компании, продающие такие авто внутри страны, заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Эксперт рассказал, что сегодня все машины, которые находятся в Украине на иностранной регистрации, завозятся в страну по двум схемам. Первая - это транзит. Каждый гражданин Украины имеет право на автомобиле с иностранной регистрацией заехать в Украину с целью транзита на 5-10 дней.
Однако украинцы часто умышленно не вкладываются в заданные сроки. По данным Государственной фискальной службы на территории Украины с нарушением сроков выезда находится более 32 тыс. транзитных транспортных средств.
Вторая схема, по которой завозят в Украину автомобили с иностранной регистрацией, - это машины, которые находятся на "временном ввозе". Согласно ст. 380 Таможенного кодекса, нерезиденты могут завозить в Украину автомобили сроком на один год. При этом они не имеют права передавать этот автомобиль в управление гражданам Украины.
Как отметил Олег Назаренко, в Украине существуют коммерческие фирмы, предлагающие купить нерастаможенные автомобили, пересекшие границу с целью временного ввоза. В этом случае украинцы ездят на таких автомобилях по Украине нелегально.
У этих коммерческих фирм есть разветвленная сеть так называемых «верблюдов» - нерезидентов Украины, которые завозят авто в страну и передают этим фирмам.
Именно эти компании, по мнению Назаренко, и лоббируют принятие законопроекта об упрощении процедуры ввоза транспортного средства с зарубежной регистрацией и организовывают протесты на дорогах.
«Эти коммерческие структуры, которые существуют в Украине и продают украинцам автомобили, находящиеся на временном ввозе, хотят свой бизнес таким образом сделать индустрией. Ведь без посредников, без коммерческих структур, которые лоббируют этот законопроект, или без «верблюдов», которые помогут зарегистрировать за рубежом машину, ни одно законодательство ЕС не позволит украинскому гражданину зарегистрировать автомобиль в стране, в которой он не проживает», - отметил эксперт.
Более того, по словам Назаренко, поддерживая такие изменения, и владельцы машин, и, главное, народные депутаты лоббируют интересы других государств. Ведь за автомобиль на иностранной регистрации владелец должен платить налоги чужому государству.
«Они стимулируют украинцев платить в бюджет чужого государства экологический сбор, транспортный сбор, техосмотр таких машин должен происходить за рубежом, страхование, так как на границе пограничники вас не пустят без страховки. Для таких автомобилей не обязательно покупать автоцивилку, поэтому нарушителям легко уйти от ответственности», - отметил он.
Также часто авто с иностранной регистрацией используют преступники, поскольку сложно отследить. кто на этом автомобиле ездил.
По мнению Назаренко, такое сопротивление владельцев автомобилей с импортной регистрацией вызвали действия Национальной полиции, которая осенью прошлого года начала массово останавливать такие автомобили и штрафовать владельцев. Штраф за передвижение по территории Украины на незарегистрированном авто составляет 510 грн, но если этого же владельца остановят снова без регистрации - автомобиль конфискуют.
Поэтому представители фирм, которые неплохо зарабатывают на временном ввозе автомобилей из-за границы, спохватились - у них может уменьшиться количество клиентов, считает эксперт.
Тем временем, в Государственной фискальной службе отметили, уже подготовили ряд предложений, которые помогут урегулировать ситуацию с бесконтрольным пребыванием на территории Украины автомобилей с иностранной регистрацией.
В частности, в ГФС предложили три варианта решения проблемы, один из которых - ввести ответственность для украинцев, которые ездят по Украине на нерастаможенных иностранных машинах, сообщил и.о. заместителя председателя ГФС Мирослав Продан.
«К сожалению, сегодня отсутствует ответственность для граждан, которые больше определенного законодательством срока находятся на территории Украины. То есть протокол о нарушении таможенных правил можно составить только тогда, когда этот гражданин с нарушением сроков будет вывозить указанное транспортное средство», - отметил Продан.
В то же время Олег Назаренко считает, что решить проблему можно будет только тогда, когда правила станут одинаковыми для всех. В частности, по его мнению, стоит уменьшить налоги на ввоз зарубежных автомобилей для всех украинцев, объявить транзитникам-нарушителям амнистию, дать им возможность вывезти эти автомобили и потом завезти на общих основаниях, как все украинцы.
«Я - за отмену налогов для всех граждан и категорически против, чтобы каким-то избранным позволили завозить автомобиль без уплаты НДС, акциза и ввозной пошлины, а также пенсионного сбора, что и предлагают народные депутаты, а все остальные граждане должны платить налоги», - отметил эксперт.