С 21 января частные перевозчики Киева подняли стоимость проезда минимум на 1 гривну. "Благодаря" кабминовской "минималке 3200".
"Это связано с поднятием минимальной зарплаты. С перевозчиками провели переговоры на уровне руководства города. То есть, если раньше проезд брали 4, 5, 6 гривен, теперь он станет 5, 6, 7 гривен", - рассказал ранее начальник коммунальной службы перевозок КГГА Сергей Савтир.
Киевляне уже ощутили все "прелести" посленовогодних перевозок, когда выросла не только стоимость проезда, но и увеличились очереди на маршрутки. Говорят, автобус приходится ждать дольше, чем месяц назад, графики движения не соблюдаются, что создает дополнительные проблемы.
Как объяснил представитель Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков, директор компании “Трансгрупп” Владимир Назаренко, проезд дорожает, потому что растет стоимость топлива и запчастей.
"В Украине существует только сборка автобусов, все остальное: начинка, мотор, трансмиссия, - все это поступает к нам из заграницы. Иногда нам приходится ждать поставки запчастей по несколько недель, чтобы отремонтировать автобусы», - уточнил он.
Назаренко уверил, что перевозчики сколько могли, столько держали цены. Но дальше, якобы, некуда. С его слов, "автобус, который отвечает стандартам "евро-4 стоит" не менее 0,5 млн. грн., а если брать транспорт в лизинг, то стоимость его возрастет до 1,1 млн. грн."
«Посчитайте: банковский день стоит не менее 2 тысяч гривен, а также необходимо минимум 1 тысяч гривен, чтобы заправить авто. А нужно еще платить зарплаты водителям. Средняя зарплата водителей - 4 тысячи гривен. Но основные аргументы подорожания - это все же топливо и запчасти, которые закупаются за доллары. Если курс доллара не будет расти, будет стабильным, больше стоимость проезда в маршрутных такси, повышаться в ближайшее время не будет", - прогнозирует он.
Почему же маршрутки ездят не по графику? И с опозданием? Неужели виноват опять курс?! На этот вопрос у представителя перевозчиков тоже есть ответ.
"В последнее время водители переориентировать на Польшу, Россию. И мы испытываем из-за этого трудности», - сказал Назаренко.
На все замечания и вопросы о том: почему в маршрутках не выдают билеты, работают ли на "черную кассу"? Почему стоимость проезда растут, а маршрутки остаются такими же убогими, скрипящими телегами, водят которые зачастую далекие от соблюдения ПДД "водилы", - Назаренко порекомендовал "посмотреть на Париж".
"Вы посмотрите, например, в Париже стоимость проезда стоит 2 евро! А у нас?", - сказал он.
Манипуляция и сговор
По оценкам Вячеслава Коновалова - эксперта по вопросам транспорта - повышение цен на проезд - это чистая манипуляция и сговор самих перевозчиков, продавцов запчастей и городской администрации.
"Поэтому на сегодня мы видим странную ситуацию: чиновники делают круглые глаза, мол, они не знали причин поднятия стоимости на проезд, они якобы ни при чем. А перевозчики кивают на курс, топливо и так далее. Но курс не вырос за последний год так, как это поднимают цены на проезд», - добавил Коновалов.
Более того, со слов эксперта, из-за того, что количество людей, которые обслужил тот или иной перевозчик за день, отследить нереально, то порядка 30-40% рынка находится в черном "нале".
"Слепая власть" столицы
Какая же реакция киевской власти на эти обвинения? Так, Андрей Задерейко, секретарь постоянной Комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, отметил, что комиссия не имеет полномочий регулировать расценки в коммерческом секторе. И в то же время добавил, перевозчики, которые принадлежат коммунальным предприятиям столицы, не поднимали цены на перевозки.
«Политика города такова, что пока что мы не будем поднимать стоимость проезда. Были манипуляции, что якобы будет повышение цен на проезд в метро, я могу сказать, что мы этого не планируем. Город заинтересован в том, чтобы развивать инфраструктуру. Вы видите, что появились полосы движения для автобусов. Думаю, что мы их закрепим и появятся автобусы. Но пока что мы не планируем повышения стоимости на проезд в муниципальном транспорте. Наша позиция такова, что мы хотим обеспечить качественный сервис за ту же стоимость", - сказал он.
Правда, он скромно умолчал о том, что "Киевпастранс" управляет только 39 маршрутками на всю столицу. То есть, "я не я, хата - не моя".
В свою очередь, Григорий Спектор, редактор транспортного бюллетеня "Транспресс" уверен, что городская власть умышленно "умывает руки", хотя в реальности "крышует тех же коммерческих перевозчиков, с которых взимала и взимает ежемесячную мзду".
"К сожалению, перевозки - это очередной бизнес... Не секрет, что этот сверх прибыльный бизнес "крышуется" сверху. Ранее они вообще работали, отдавая в налоговую по минимуму... И сейчас, вспомните, когда вам в маршрутных такси в последний раз выдавали билетик? Если вы попросите его, то на вас как минимум начнут "шикать", - сказал он.
Эксперт рекомендует сравнить цифры смертности в АТО и в результате ДТП тех же маршруток:
"Вы увидите, что на дорогах погибает столько же ежедневно! Почему? Потому что в маршрутках водителями работают непонятно кто и как. Если у вас нет того же билетика, при ДТП и травме, вы никогда не получите страховую выплату. Перевозчики занимаются бизнесом, им надо еще отдать "крыше" часть своего заработка. В итоге страдают люди, Киев просто превращают в "хутора", когда коммунальный транспорт - просто большая роскошь. А перевозчики работают по "хуторам", которые крышует власть", - полагает он.