«У меня обыск. Ломают двери. Главное следственное управление, Владимирская», — с этого короткого сообщения главы департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Татьяны Козаченко в Facebook начал разгораться очередной громкий скандал, связанный с очищением власти в Украине.
Общественники и политики заговорили, что процесс люстрации в Украине хотят поставить на паузу.
Дело месячной давности
Официальная версия обыска в кабинете и квартире Татьяны Козаченко — следственные действия в рамках открытого уголовного производства по факту подделки документов.
«Обыск высокопоставленных лиц Минюста проводится по факту подделки документа этого ведомства относительно нераспространения на одного из чиновников ГУ ГФС в г. Киеве Закона Украины «Об очищении власти», — сказано на официальном сайте МВД. — На основании постановления Печерского районного суда г. Киева проводится ряд обысков в лиц, которые могут быть причастными к подделке этого документа».
О каком документе идет речь? В середине марта министр юстиции Павел Петренко громко заявил о том, что его ведомство уличило сотрудницу фискальной службы Анну Игнатенко в желании уклониться от люстрации.
«Закон "Об очищении власти" развивает креативное мышление и побуждает к поиску новых знаний. Такой вывод можно сделать из сегодняшней истории о фальшивом "разъяснении", по которому сотрудница фискальной службы хотела спрятаться от люстрационной проверки»,— заявил 16 марта Павел Петренко.
По словам министра, история развивалась следующим образом. В стране началась вторая волна люстрационных проверок, под которую подпадают силовики и сотрудники Государственной фискальной службы. 12 февраля на люстрационную проверку подала свои документы и Анна Игнатенко. Через пять дней, 17 февраля, ее документы были переданы в департамент люстрации, который возглавляет Татьяна Козаченко.
«13 марта 2015 года нами был дан ответ, который, очевидно, Анне Владимировне не понравился. В нем было указано, что лица, которые занимали в период с 2010-го по 2013 год руководящие должности в Миндоходов и сборов, должны быть автоматически уволены», — рассказывал Петренко.
Но… Как потом оказалось, в Государственную фискальную службу в отношении Игнатенко пришел совершенно другой вывод Минюста. В этом документе за подписью замминистра юстиции Натальи Севастьяновой говорилось, что нормы Закона «Об очищении власти» не распространяются на Игнатенко (Минюст получил копию документа. — Прим. авт.).
«Интересен даже сам вид фейкового документа. Да, часть его может быть настоящей — это вторая страница с подписью (хотя это можно будет установить только после экспертизы оригинала документа, если такой существует), а вот первая страница — суть «разъяснения» — имеет неизвестное происхождение. Более того, вторая страница с подписью имеет нейтральный характер — разъясняет общие положения Закона «Об очищении власти» — и не имеет ни малейшего упоминания о гражданке Игнатенко, а, наоборот, в ней указаны факты, которые не совпадают с обращением», — рассказывал министр Петренко, который сразу же обратился в правоохранительные органы, чтобы они расставили все точки над «і».
Но вместо точек получилось многоточие. Примечательно, как говорит сама Татьяна Козаченко, что аферу с документами Игнатенко обнаружила именно она. Министр только предал ей гласности. А теперь получается, что на Козаченко падает тень противозаконных действий.
Неслучайные случайности
Обыск у Татьяны Козаченко, сотрудников департамента люстрации и киевской ГФС был санкционирован постановлением Печерского районного суда г. Киева еще 2 апреля. Закономерно возник вопрос: почему следователи медлили с обысками? Мнения разошлись.
«Возможно, это причина сегодняшних событий?» — предположил заместитель департамента люстрации Дмитрий Димов и обнародовал копию постановления Окружного админсуда Киева, которым суд принимает к рассмотрению иск департамента люстрации с просьбой уволить начальника Главного следственного управления МВД Виталия Сакала (работал с министром Виталием Захарченко. — Прим. авт.).
Предполагалось, что 23 апреля суд изучит правовые основания для увольнения заместителя Авакова. Такого же мнения придерживается и глава Комитета Верховной Рады по вопросам противодействия коррупции Егор Соболев.
«Следователями МВД руководит Виталий Сакал. Это — человек, который подпадает под Закон «Об очищении власти» и за увольнение которого Татьяна и я безуспешно боремся с Арсеном Аваковым уже три месяца», — заявил Егор Соболев, тем самым намекнув, что обыски у Козаченко — месть Сакала в чистом виде. Вторая версия — кто-то заинтересован в приостановлении люстрационных процессов в стране.
«После провальных попыток отменить люстрацию через Венецианскую комиссию и Конституционный Суд Левочкин и Ко предпринимают отчаянные попытки дискредитировать весь процесс люстрации и тех, кто ее обеспечивает»,— говорится в заявлении Общественного люстрационного комитета.
Есть и еще одна версия громкого обыска. По странному стечению обстоятельств ожидалось, что 21 апреля Минюст внесет в Верховную Раду изменения в Закон «Об очищении власти». Этим должна была заниматься Козаченко.
«Одно из изменений в люстрационный закон касается того, что чиновники, которые саботируют люстрационные проверки, должны нести ответственность», — поведал народный депутат Леонид Емец.
Кроме того, принятие народными депутатами изменений в Закон «Об очищении власти» ставит крест на сценарии отдельных политиков отменить проводимую люстрацию через Конституционный Суд.
«Если вступает в силу новая редакция закона, то тогда производство в Конституционном Суде автоматически закрывается — нужно будет подавать новые обращения», — указал на юридические тонкости народный депутат Владимир Арьев.
Без политики
В МВД просят не политизировать обыски у сотрудников департамента люстрации.
«Необходимость полного набора следственных действий предусмотрена процедурой адекватного расследования, и каждый стоящий адвокат это понимает и принимает. Ни бывшие заслуги, ни занимаемая государственная должность не освобождает гражданина от ответственности в случае необходимости в следственных действиях, санкционированных судом», — сказано в сообщении пресс-службы МВД.
Правоохранители говорят, что в ближайшие дни следственные действия продолжатся. В частности, 22 апреля на допрос в МВД приглашена Татьяна Козаченко, 29 апреля — показания даст Дмитрий Димов. Параллельно эксперты проведут экспертизу оригинала поддельного письма № І-2687 от 13.02.2015 г., который изъяли во время обыска у Анны Игнатенко. Также будет изучен жесткий диск и документы, которые следователи изъяли во время обыска в кабинете Козаченко.
«Татьяне Козаченко и всем, кто не имеет отношения к попытке подделки документа с целью скрыть факт попадания под люстрацию, нечего бояться. Ведь их совесть чиста», — то ли с иронией, то ли на полном серьезе резюмировал историю с обысками и начало активных следственных действий советник министра МВД, народный депутат Антон Геращенко.