counter
Все новости...

Децентрализация или имитация?


Просмотров: 109


Децентрализация или имитация?

Правительство в очередной раз задекларировало курс на децентрализацию. 15 апреля состоялось второе заседание Конституционной комиссии, которая должна довести дело до ума. Правда, по мнению многих экспертов, это не решение проблемы, а ее заговаривание. Ведь все, что необходимо для принятия конституционных изменений, в том числе по децентрализации власти, у инициаторов реформы есть. Нужно только взять и сделать.

Невыполненная концепция

Год назад, 1 апреля 2014 года Кабинет Министров утвердил концепцию децентрализации власти. Идеологом документа был тогдашний вице-премьер-министр Владимир Гройсман. Предполагалось, что на протяжении 2014 года будут приняты необходимые изменения, в том числе конституционные, а также ряд законов: «О местном самоуправлении», «О добровольном объединении территориальных общин», «О префектурах» и другие.

Концепция предусматривает трехуровневую систему местного самоуправления: регион — район — община. Облгосадминистрации должны быть ликвидированы, а вместо них появятся префектуры, которые будут координировать работу центральных органов власти. Местную исполнительную власть будет представлять исполнительный комитет, сформированный облсоветом. Похожая система будет действовать на уровне района и территориальной общины. В концепции предусмотрена и бюджетная составляющая. Часть налоговых поступлений должна быть передана территориальной общине. Среди них — подоходный налог.

На реализацию реформы отвели три года — с 2015-го по 2017-й. Однако прошло больше года, а из девяти пунктов, которые содержатся в документе, полностью выполнен лишь один. Два — частично. Остальные — не выполнены. Так, не внесены изменения в Конституцию, которые касаются создания исполнительных органов областных и районных советов, не разработаны законопроекты по внедрению механизма прямого народовластия, законодательно не закреплено новое административно-территориальное устройство, не закончено формирование законодательной базы по вопросам деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти на новой территориальной основе и многое другое.

По сути, выполнен хоть и с опозданием, но только один пункт — законодательное обеспечение права территориальных общин на добровольное объединение. В феврале этого года был принят Закон «О добровольном объединении территориальных общин». Правда, эксперты считают его неконституционным и неэффективным.

Справедливости ради стоит упомянуть, что в сентябре прошлого года президент попытался дать старт реформе местного самоуправления. В Верховную Раду был внесен законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно полномочий органов государственной власти и местного самоуправления»). Однако до рассмотрения дело так и не дошло, хотя депутаты и успели внести в него изменения. Но в октябре пришел новый состав ВР, и этот проект окончательно положили под сукно.

Эксперты считают, что реформа провалена. Причем не только потому, что ее инициаторы сильно опаздывают по срокам, которые сами же и установили. Но и потому, что никто фактически в ней не заинтересован. Политики в Киеве предпочитают оставить все по-старому и под лозунгом децентрализации стремятся сделать все, чтобы еще больше укрепить собственную власть. Да и денег побольше оставить в центре.

Местным властям тоже не до реформы. Хотя бы потому, что она предполагает укрупнение общин. По мнению консультанта программы «Рада» Бориса Беспалого, местным депутатам и председателям многочисленных советов это невыгодно. Ведь чем меньше будет общин, тем меньше для них нужно депутатов и председателей советов.

Не заинтересованы в реформе и простые украинцы. Ведь один из пунктов правительственной концепции — провести широкую информационно-разъяснительную работу по вопросам местного самоуправления — тоже провален. И вроде бы тема на слуху, но никто не проводил исследований, которые бы показали степень осведомленности и заинтересованности населения в такой реформе.

Впрочем, надежда на Конституционную комиссию все же есть. По мнению члена комиссии, бывшего народного депутата Виктора Мусияки, многое будет зависеть от того, как быстро сформируют рабочие группы и начнется реальная работа. Пока что КК определила три основных блока по изменениям в Конституцию, в том числе по реформе местного самоуправления.

Равнение на соседа

Встречаясь с президентом Польши Брониславом Коморовским в Киеве, премьер Арсений Яценюк еще раз повторил, что Украине нужно использовать польский опыт, в том числе для реформирования местного самоуправления. «Нашу административную и политическую реформы мы хотим делать по польскому примеру, и, надеюсь, что украинская Конституционная комиссия в кратчайшие сроки внесет изменения в Конституцию», — подчеркнул Яценюк.

Что ж, представители братского народа охотно предоставляют любую помощь в организации и проведении реформ, готовы поделиться опытом. Тем более что поляки помнят собственную реформу местного самоуправления. Она не была легкой и быстрой, проходила в несколько этапов и наталкивалась то на сопротивление политиков и местных властей, то на недовольство самих поляков.

Так, впервые реформировать свою систему самоуправления поляки начали еще в 1989 году. Тогда правительство Анны Сухоцкой попыталось внедрить самоуправление поветов, а Сейм принял Закон «О взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властью в РП» — так называемую Малую Конституцию. Правда, через год Сейм проголосовал за вотум недоверия правительству, тогдашний президент Лех Валенса распустил парламент, а после победы левых на досрочных выборах реформа самоуправления застопорилась.

Приступить ко второму этапу реформы поляки смогли только после того, как в 1997 году была принята новая Конституция Польши. Через год после этого началось законодательное обеспечение реформирования местного самоуправления. В сентябре 1998 года состоялись первые выборы на все три уровня территориального самоуправления. А стартом новой системы организации самоуправления в Польше считается 1 января 1999 года. За это время в рамках реформы было принято около 200 законов — крупных и помельче.

Как утверждает Маркиян Желяк, польский специалист по местному самоуправлению, который ныне возглавляет киевский офис Фонда международной солидарности и помогает украинскому правительству в децентрализации, поляки начинали свои реформы в трех направлениях — законодательном, организационном и общественном. Если с первыми двумя все более-менее ясно, на реализацию третьего понадобилось много времени и терпения. Ведь нужно было не только переубедить представителей местной власти, что после укрупнения территориальных единиц их останется вдвое меньше, но и переквалифицировать огромное количество управленцев. Так, на момент начала реформы в Польше более 110 тысяч человек были депутатами местных советов. Это количество нужно было сократить до 55 тысяч и переобучить их. Всего, по оценкам специалистов, во время проведения реформы были переквалифицированы около 300 тысяч человек. Плюс около 50 тысяч субъектов должны были перейти в собственность гмин.

Для координации этой работы был создан Институт уполномоченного правительства по вопросам реформы. Его полномочия приравнивались к рангу госсекретаря: у него был свой аппарат, и он имел право вмешиваться в работу разных министерств.

В результате Польша добилась, чего хотела, за счет ресурсов — финансовых, имущественных, кадровых и других, которые были сосредоточены в распоряжении центральной власти, увеличены ресурсы местных властей. Кроме того, изменилось территориальное устройство государства, стала более эффективной система управления и бюджетного распределения. Теперь польские партнеры готовы помочь сделать то же самое у нас. И в гораздо более сжатые сроки.

Вопрос политической воли

Корреспондент АСН опросил с десяток экспертов, которые разбираются в местном самоуправлении или сами входят в Конституционную комиссию, которая занимается разработкой реформы. Все они — кто осторожно, кто прямо — твердят об одном: все инструменты, необходимые для проведения реформы, у власти есть. Для ее реализации нужен не новый многочисленный и громоздкий орган, а политическая воля к изменениям. Другими словами: внести нужные законы в повестку дня, взять и проголосовать.

По словам Юрия Ганущака, главная суть реформы должна заключаться в том, чтобы отделить государство от местного самоуправления. Чтобы не дублировались полномочия. И превратить, наконец, местное самоуправление в отдельный вид публичной власти, а не иметь вечно протянутую руку к центру, как это происходит сейчас. Для этого, по мнению Ганущака, необходимо принять ряд законов: об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, о местных госадминистрациях, после чего внести соответствующие изменения в бюджетное и налоговое законодательство.

Ведь бюджетное распределение — это краеугольный камень реформы. Без денег на местах ни о какой децентрализации власти и речи быть не может. Как подчеркнула в комментарии АСН эксперт по местному самоуправлению Татьяна Монтян, сейчас 88% бюджетных поступлений остаются в центре и только 12% — идут в регионы. По ее мнению, для начала необходимо изменить пропорции хотя бы на уровне 50 на 50. Чтобы постепенно довести их до среднеевропейских показателей, оставляя заработанные в регионах деньги им.

Польский эксперт Маркиян Желяк в комментарии АСН тоже предложил несколько конкретных шагов. Прежде всего, передать полномочия в местные громады. Во-вторых — передать им деньги и имущество, чтобы они могли эти полномочия реализовать. И в-третьих, укрупнить местные общины. В Польше, например, при населении в 38 млн человек функционируют 2,5 тысячи общин. Украине, по мнению Желяка, вполне достаточно 5 тысяч вместо нынешних 11,5 тыс.  

Когда может быть реализована эта реформа, учитывая, что все сроки, указанные в документах, уже прошли? Многие эксперты, особенно те, которые участвуют в работе Конституционной комиссии, настроены оптимистично. По мнению члена комиссии, известного конституционалиста Виктора Мусияки, если сейчас бросить все остальное и сосредоточиться на главном, можно до середины июня завершить всю черновую работу и вносить необходимые конституционные законы в зал. И если Конституционный Суд даст добро, окончательно можно принять все необходимые законы в сентябре этого года. Как раз накануне местных выборов.

Но опять-таки все упирается в политическую волю. Только ее наличие может дать ответ на вопрос, что происходит в Украине: реальная децентрализация или ее не слишком искусная имитация.

Виктория Чирва для АСН

Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Совместимость Знаков Зодиака в любви: таблица
Совместимость Знаков Зодиака в любви: таблица
Найти идеального спутника жизни поможет таблица совместимости Знаков Зодиака Благодаря рекомендациям астролого....
Счастье любит тишину: так ли это и почему не стоит никому говорить о своих достижениях
Счастье любит тишину: так ли это и почему не стоит никому говорить о своих достижениях
Многие слышали фразу о том, что молчание и счастье часто идут рука об руку «Счастье любит тишину» — это не про....
Лунный день сегодня 21 октября 2024 года
Лунный день сегодня 21 октября 2024 года
Каждый новый день уникален по своей энергетике Астрологи рассказали о том, что нас ждет в этот понедельник, ка....
Сон в ночь с 20 на 21 октября 2024 года: толкование по лунному календарю
Сон в ночь с 20 на 21 октября 2024 года: толкование по лунному календарю
Сны в ночь с 20 на 21 октября, приходящиеся на 20-й лунный день, могут раскрывать ваши глубоко скрытые желания....
Гороскоп на 21 октября 2024 года от Павла Глобы для всех знаков Зодиака
Гороскоп на 21 октября 2024 года от Павла Глобы для всех знаков Зодиака
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) Сегодня вам стоит быть внимательнее к деталям Не спешите с решениями, особенно....
больше материалов
/-0,31288409233093-/ /-pc-/
Top