Автомобилисты Украины не понаслышке знают, что качество нефтепродуктов на наших АЗС, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
"У нас всегда был не бензин, а "ослиный суррогат". Машины, которые приезжают к нам из Минска и России, заправившись один раз в Украине, ох как часто едут на наши станции в лучшем случае менять только свечи!" - говорит один из владельцев СТО на Лукьяновке, работающий в Киеве последние 15 лет.
По его словам, бензин марки А-95 (не евро и не плюс) заливать особого смысла нет. Это тот же 92-й, и «если повезет», то с присадками.
И при всем этом стоимость нефтепродуктов с каждым годом растет. Не смотря на то, что она в теории должна меняться в зависимости от расценок за баррель нефти на мировых рынках.
Но из-за курсовых колебаний, налоговой политики, увеличения акцизов, а главное - коррупции - конечный потребитель вынужден покупать некачественный продукт уже по среднеевропейским ценам.
Так, директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн в интервью АСН подтвердил, что фактически сейчас никто не контролирует качество топлива.
"Фальсификат касается в основном бензина. Газ сложно фальсифицировать, как и дизтопливо. Но объемы потребления бензина в Украине стремительно сокращаются. Только за 2016 год эти объемы сократились вдвое. Из 2,2 млн т - 200 тыс. т бензина в этом году будет фальсификатом, то есть эта часть не будет превышать 10%. Если еще два года назад часть фальсификата составляла более 20%, то сейчас бензин дорогой. Спрос растет как раз на газ, на который массово переходят потребители. Что касается фальсификата бензина, то это товар т.н. не брендовых производителей. Аналогичная ситуация с газом. Но в экономической, налоговой плоскости", - сказал он.
Поэтому, по его мнению, на самом деле основная проблема и источник черных доходов не в поставках фальсификата. Выгоднее стала совсем другая махинация.
Газовая "чума"
Еще при премьере Арсении Яценюке был введен акцизный налог розничной торговли нефтепродуктами. Сбор от налога "на пистолете" должен пополнять местные бюджеты.
Местные власти в процесс этой бюджетной децентрализации должны были направлять эти десятки миллионов на школы, больницы, строительство дорог. Но что происходит в реальности?
"Это настоящая новая чума! В итоге мы получили очень разный рынок, мы видим большие контрасты. То есть большую разницу в ценах на топливо на рынке. У нас разница в цене доходит до 15%, тогда как в Европе эта разница в цене на топливо не превышает 1,5%. О чем это говорит? О том, что все участники рынка находятся в разных налоговых условиях. Это провоцирует поставку некачественного продукта, большого количества фальсификата", - сказал Куюн.
Основная доля "неучтенки" - это газовые колонки, которые за последние полтора года наплодились, как грибы после дождя. "У них нет кассовых аппаратов, они не выдают чеки. Это коррупция", - добавил он. В то же время теневого рынка дизельного топлива фактически нет.
"Только выровняли налоговые условия, как теневой рынок дизтоплива фактически исчез. Поэтому именно сжиженный газ остается самой "болевой точкой". По итогам текущего года сжиженного газа в Украине будет продано больше, чем бензина. Огромный спрос и бесконтрольность розничного акциза спровоцировали рост теневого рынка", - подчеркнул Куюн.
В свою очередь, вице-президент по коммерции ПАО "Концерн Галнафтогаз" Василий Даниляк сообщил, что таких "черных компаний", которые не платят в казну в виде налога порядка 1,5 грн на 1 л в виде розничного акцизного налога, на рынке очень много.
С момента введения розничного акциза только в Киеве и области - не меньше 500 нелегальных точек по реализации сжиженного газа. А это превышает количество легальных станций в любой другой сети. Власть апеллирует к местным бюджетам, которые якобы не будут получать дополнительные деньги.
"Мы же предлагаем этот налог перенести в базовый акцизный налог, который необходимо пересчитать Государственной фискальной службе и обеспечить затем перерасчет в местные бюджеты. Поскольку сегодня минимум 50% от всего объема от уплаты розничного налога в реальности не поступает в местный бюджет", - уверен он.
Кто греет руки автогазом
Эксперты и представители официальных АЗС кивают на ту же местную власть, которая делает все, чтобы в больших городах работали "свои" нелегальные точки по продаже сжиженного газа, налоги от которых не поступают в местный бюджет, а набивают карманы самих чиновников.
Например, в Киеве мэр Виталий Кличко "знает об этой проблеме". В одном из интервью он оценил потери городского бюджета от уплаты розничного акциза в сумму 222,6 млн грн.
Эксперты уверены, что сумма на порядок выше. А в целом по Украине только за 2016 год она составит не менее 2 млрд грн.
"Это кэш, часть из которого идет на коррупцию, чтобы продолжать нелегально работать на рынке. Нелегальный абонемент от киевских чиновников по неофициальной информации стоит 30 тыс. грн в месяц с каждой "газовой бочки". Поэтому только в Киеве 90 млн грн в месяц идет на коррупцию от нелегальных точек по продаже нефтепродуктов. Это "черный" бизнес, который "несет" золотые яйца для местных коррумпированных чиновников", - уверен Куюн.
Заместитель начальника управления - начальник отдела информационного обеспечения и коммуникации КГГА Вадим Носач в интервью АСН рекомендовал "направить официальный запрос" относительно действий киевской власти.
"Плюс обратиться в правоохранительные органы", - посоветовал клерк.
"Этим должны заниматься местные власти, начиная с руководства Киева, "Благоустроя", которые выдают непонятно как разрешения на размещение, экологических инспекций, которые не следят за безопасностью", - сказал Куюн.
"Пороховые" бочки
Такая халатность может дорого стоить, - полагает совладелец сети КЛО Вячеслав Стешенко.
"По нашим подсчетам, в Киеве действительно работает порядка 400-500 объектов, которые незаконно установлены. Это "газовые бочки". Сегодня в столице мы живем, по сути, на пороховой бочке! Ведь никто не контролирует их безопасность. Они могут взорваться в любой момент. А тот акциз "на пистолете" в размере минимум 1,20 грн на литре, который они не платят, дает возможность им откупаться от всех контролирующих служб", - считает он.
В то же время директор по розничной торговле "АМИК УКРАИНА" Кястутис Разгайтис добавил, что подобного налогообложения, как в Украине, нет нигде в Европе.
"15 лет назад подобный налог существовал в Литве. Но правительство очень быстро поняло неэффективность акциза как основного стимулятора нелегальной продукции. В Украине же он напротив поощряется", - сказал европеец.
И эта ситуация не уникальна только для столицы.
Так, начальник юридического департамента сети "Сокар" Михаил Третьяков добавил, что черный рынок работает и в других основных городах Украины.
"Повсеместно продолжают работать сотни нелегальных точек по продаже нефтепродуктов: бензина, дизтоплива и сжиженного газа. Нужно называть вещи своими именами. Чиновники крышуют эту нелегальную отрасль", - добавил он.