3 ноября под стены Верховной Рады и Кабинета Министров в очередной раз со своими требованиями пришли украинские ученые. Это уже третья подобная акция в этом году. Требования каждый раз одни и те же - достойные зарплаты и увеличение финансирования Национальной академии наук.
Академики отмечают, из-за скудного бюджетного ассигнования невозможно создавать научные проекты и воплощать разработки в жизнь.
Вместе с тем многие аналитики уверены, научная отрасль, которую в большей степени и представляет Национальная академия наук Украины, до сих пор остается советским рудиментом с малоэффективной системой управления. А из-за этого хорошие и талантливые ученые покидают страну.
Украинские ученые получают почти вдвое меньшую зарплату, чем рабочий
Сегодня в Украине оклад младшего научного сотрудника составляет 3742 грн. Тогда как средняя зарплата в промышленности - 5972 грн. То есть украинский ученый получает почти вдвое меньше, чем рабочий.
В Национальной академии наук Украины подсчитали, что получают меньше среднестатистического украинца.
«Сегодня вся средняя зарплата в нашей академии ниже почти на тысячу гривен, чем средняя по отраслям экономики. Я уже не говорю о промышленности. В академии – 4 тысячи , по всей Украине - 5200 грн», - отметил председатель профсоюза сотрудников НАН Украины Анатолий Широков.
Однако ученые не получают даже утвержденных окладов, а каждого повышения зарплат вообще боятся. Все потому, что правительство, утверждая большие выплаты, реального финансирования учреждений не увеличивает, говорят профсоюзовцы. Анатолий Широков отмечает, что только в 2016 году финансирование Национальной академии наук было сокращено на 12,2% по сравнению с 2015 годом.
«Позорной практикой последних лет является режим неполного рабочего времени, вынужденные отпуска без сохранения заработной платы и сокращения. А разве могло быть иначе? На фонд оплаты труда у нас не хватало на весь квартал. Что будет в следующем году, неизвестно. Ведь эти расчеты делались еще до заявлений премьер-министра о повышении минимальной зарплаты до уровня 3200 грн, а ставки первого разряда до 1600 грн. Мы боимся в академии, как черт ладана, каждого повышения зарплаты», - подчеркнул он.
В 2017 году ситуация будет еще хуже, убеждены ученые. Ведь в бюджете заложено лишь чуть более 4 млрд грн на науку. А это 0,16% от ВВП страны. Тогда как в развитых странах этот показатель составляет 1,5-3% от ВВП страны.
Бюджетное финансирование науки (2012г.) | |
Страна | % от ВВП |
Израиль | 3,05 |
Финляндия | 2,55 |
Япония | 2,3 |
США | 1,9 |
Германия | 1,95 |
ЄС (27 стран) | 1,24 |
Китай | 1,1 |
Италия | 0,74 |
Польша | 0,4 |
Россия | 0,37 |
Украина | 0,29 |
Украина (2015) | 0,2 |
В Национальной академии наук посчитали, что им только на выплату зарплат и коммунальных услуг в следующем году не хватит более 600 млн грн.
И это при том, что, согласно новой редакции закона "О научной и научно-технической деятельности", вступившей в силу в январе этого года, предусмотрено, что уже с 2017 года постепенно должна расти зарплата ученых, а в 2020-м финансирование науки должно быть не менее 1,7% от ВВП страны.
Нет денег, нет и разработков
Собственно, именно мизерным финансированием украинские «светочи науки» объясняют и, мягко говоря, свою неэффективную работу. В частности из-за нехватки средств, уверяют ученые, они не могут внедрять прикладные проекты и получать результаты, поскольку нет нового оборудования.
«Например, реактив в биологической сфере чтобы купить, это может быть 200, 300 долларов, до тысячи долларов, необходимое оборудование - это сотни тысяч долларов. После того, как мы получили какой-то хороший результат, он должен быть опубликован. Любая нормальная статья в цитируемом журнале за рубежом стоит от 400 до 1000 долларов. Как научный сотрудник, получая зарплату в 5000 гривен, может заплатить за статью?» - возмущается старший научный сотрудник Института пищевых технологий и геномики Светлана Спивак.
По данным ЮНЕСКО, еще в 2013 году годовые расходы на одного ученого в мире в среднем составлять 190 тыс. долларов. Так, США один ученый обходится почти в 300 тыс. долларов в год, Южной Корее – в 200 тыс. долларов. В Европейском Союзе в среднем расходы на одного ученого в год более 160 тыс. долларов, а в Африке - 106 тыс. долларов. А вот в Украине на одного ученого в год приходится лишь 9,3 тысячи долларов.
По количеству ученых на душу населения Украина - на уровне Албании
Поэтому неудивительно, что талантливые ученые покидают страну, не имея возможности развивать свой потенциал. По количеству ученых на душу населения мы скатываемся до уровня Албании, где науки фактически нет.
«Согласно данным ЮНЕСКО, за последние пять лет количество людей в науке во всем мире увеличилось на 20%, а у нас за неполные два года, прошлый и этот, в НАН Украины сокращение произошло более чем на 16%. За этот год 4685 человек оставило академию, а с учетом 2015-го это 6375», - констатировал председатель профсоюза сотрудников НАН Украины Анатолий Широков.
По словам ученого, в целом за годы независимости количество людей, которые работают в науке, в Украине сократилось более чем втрое.
Деньги здесь ни при чем, проблема в управлении
Однако достаточное финансирование науки, в том числе и НАН Украины, проблемы не решит. В этом убеждены как украинские, так и зарубежные ученые. Ведь даже те недостаточные средства, выделяемые на финансирование Академии наук, идут не на финансирование собственно научных сотрудников и их проектов, а на содержание помещений и огромного аппарата НАН Украины.
Так в состав академии наук входят 169 научных учреждений и 46 организаций опытно-производственной базы. Общее количество сотрудников НАН Украины составляет более 37 тыс. человек, из них четверть - это люди, которые не являются учеными.
Сами же ученые констатируют, что НАН Украины имеет статус самоуправляемой структуры, поэтому только сама себе отчитывается об эффективности потраченных средств. Чисто научные результаты, полученные академией, и в основном ее же прикладные разработки тоже не проходят какую-либо внешнюю экспертизу. Поэтому разрабатывать можно что угодно, даже то, что не особо и нужно как украинцам, так и государству?
Согласно отчету за 2014 год, научными учреждениями НАН Украины внедрены в различные отрасли экономики Украины почти 1200 новых разработок. Однако ни рядовые граждане, ни государство в целом реальный результат указанных научных разработок не чувствуют, а полученные достижения в большей мере не имеют прикладного применения, отмечают аудиторы общественной организации «Общественный аудит».
Один ученый НАН Украины в год публикует только одну свою работу
В мае прошлого года общественная организация обнародовала результаты анализа деятельности НАНУ, согласно которым «чистый» доход от научной деятельности Академии наук составлял в 2014 году лишь 70 млн грн. Это 2% от потраченных государством средств на деятельность НАНУ.
В то же время аудиторы подсчитали, сколько же было опубликовано научных работ украинскими учеными. Итак, согласно данным SCOPUS (одна из самых авторитетных баз данных, которая позволяет получить информацию о количестве публикаций и цитирований отдельных ученых, а также академических институтов, университетов и стран в целом), по состоянию на 26.03.2015 НАНУ имеет 25,9 тыс. публикаций.
Казалось бы, немало, однако, как следует из простых подсчетов, на одного сотрудника Академии наук приходится лишь чуть больше одной публикации.
Деньги выделяют, а разработки остаются на бумаге
О неэффективности работы украинских ученых в 2015 году говорил и тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк.
"Миллиардные средства, которые выделяются на научные исследования, просто пропадают, потому что мы не видим реальных, практических результатов этих исследований. При подготовке закона о госбюджете мы будем совместно очень серьезно смотреть на то, какая эффективность расходования миллиардов гривен - это реально научные исследования или это макулатура, которая складывается на протяжении последних двух десятков лет", - возмущался Яценюк.
Как следствие, такие низкие показатели научной деятельности опустили Украину в мировом рейтинге «научных стран» на 39 место. Поэтому неудивительно, что, как следует из выводов «Открытого аудита», Национальная академия наук Украины получает больше прибыли не от научной деятельности, как во всех научно развитых странах мира, а от предоставления в аренду недвижимого государственного имущества.
Аудиторы констатируют, что в условиях технического и научного развития в мире научная отрасль в Украине не осовременивается. Это и неудивительно, ведь «Альма-матер» ученых НАН Украины возглавляет еще с советских времен 98-летний Борис Патон, который руководит ею уже пятьдесят три года, двадцать пять из которых говорит о реформировании Академии.
Реформировать НАН Украины должны иностранцы
Однако дело до сих пор не сдвинулось с места.
Профессор Гарвардского университета (США) Григорий Грабович считает, что реформу НАН Украины следует проводить после увольнения всех ее сотрудников, а навести порядок в украинской науке надо пригласить иностранных специалистов.
«Я бы начал с Академии наук. Полностью распустить ее, начиная с Патона и тех людей, которые были у власти и за годы независимости скомпрометировали ее и довели украинскую науку до того состояния, в котором она сейчас... И надо быстро назначить людей, которые временно ею руководили бы, чтобы все не было распродано и растерянно, как это было во времена приватизации в начале 90-х. Может, я неправильно это вижу, но я могу судить по тем отделам Академии наук, с которыми имею дело», - отметил профессор.
О реформе НАНУ на открытии международного экономического форума говорил и премьер-министр Владимир Гройсман.
"Нам нужно реформировать нашу Академию наук. Нам нужно стимулировать не просто стены Национальной академии наук, а национальный научный продукт, который может быть движущим с точки зрения развития нашей экономики и решения многих современных проблем", - заявил он.
Когда же наступит такая долгожданная реформа и какой она будет, пока неизвестно.
«Каждая академия наук хочет быть маленьким министерством»
К примеру, в Министерстве образования и науки Украины предлагают увеличить объем финансирования академии за счет грандов.
В частности первый заместитель министра образования и науки Владимир Ковтунец считает, что сейчас очень важно для украинских ученых участвовать в Рамочной программе ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт-2020».
«Мы там являемся участниками с дисконтом в 95%. Украинские ученые могут получить очень солидные гранды, и речь идет о размерах финансирования, которые исчисляются миллионами евро, хотя наш вклад чуть больше 6 млн евро, из которых половина еще и вернется нам. Есть наука - есть деньги, тот, кто делает хорошую науку, живет весьма небедно, я вам скажу», - отметил он.
А вообще Ковтунец считает, что украинские академии наук должны работать совместно с университетами, благодаря которым, собственно, и пополняют кадровый потенциал.
«Каждая академия наук хочет быть маленьким министерством. Так быть не должно. Эти институты должны становиться общими учреждениями академии и университетов. Все успешные ученые из академии наук ищут себе молодежь в университетах, если он не читает лекции в университете, он не имеет перспектив формировать научную школу. К большому сожалению, многие наши люди хотят проводить в государстве реформы, во всем государстве, кроме своего колхоза», - отметил заместитель министра.
Некоторые ученые предлагают объединить все академии наук в одну, неэффективные учреждения ликвидировать, часть раздутого административного аппарата сократить. Деньги из бюджета выделять только на те проекты, которые принесут пользу обществу и государству, а не просто останутся на бумаге.
Мировой опыт
К примеру, в Соединенных Штатах Америки академия наук существует только в статусе консультативного органа, а чуть более двух тысяч ее членов работают на общественных началах.
Научными же разработками в США занимаются в исследовательских лабораториях, институтах, университетах, исследовательских подразделениях крупных корпораций, а также в некоторых частных неприбыльных организациях.
В Польше Государственная академия наук является учреждением, которое управляет сетью государственных научных институтов, в которых работает около 2000 ученых, а расходы на их содержание составляют лишь 1/3 расходов государственного бюджета Польши на научные исследования.
Кроме того, в самой польской академии насчитывается 3505 самых выдающихся ученых страны. В целом в мировой практике большую часть расходов по финансированию научных исследований берут на себя частные учреждения. В обмен на это ученые проводят для них прикладные исследования.