По состоянию на середину октября, по информации Министерства социальной политики Украины, согласно ссылке на управление социальной защиты населения в регионах, взяты на учет 1 млн 360 тыс. 898 семей вынужденных переселенцев из Крыма и Донбасса.
Из них 1 млн 14 тыс. 545 семей обратились за получением социальной помощи для оплаты аренды жилья, а 936 тыс. 54 семьям такая помощь было назначена.
По информации ведомства, с начала текущего года на выплату соцпомощи переселенцам направлено 2,67 млрд грн.
Это сухая статистика. Однако за ней - конкретные человеческие судьбы, трагедии и вызовы, с которыми должны бороться те, кто вынужден бежать от войны.
"Мы бросили все: двухэтажный частный дом с новым ремонтом, всю мебель, технику. Сели с женой, которая тоже работает врачом, детьми, собрали какие-то вещи и просто выехали на автомобиле, когда все только начиналось", - рассказал АСН 43-летний врач -проктолог Виктор из Луганска.
"Я оставил все. В Киеве мы вынуждены были начинать с нуля. Не люблю говорить пафосные вещи, но я лично ненавижу Путина", - добавил медик, у которого все хорошо в столице.
Он и его жена без проблем нашли работу в частной клинике. Снимают жилье. И не чувствуют предубежденного отношения киевлян. Очевидно, это связано все же с тем, что хорошие руки врача нужны везде и всегда.
То есть высококвалифицированные кадры, которые имели деньги и работу "там", и "здесь" чувствуют себя абсолютно комфортно.
За пророссийские взгляды могут не взять на работу
Однако так не у всех. 25-летняя Кристина, родители которой остались в освобожденном Славянске, так и не может найти работу в столице. И хотя она де-юре не является беженкой, в столице "ее постоянно травят за пророссийские взгляды", которых она не скрывает. Она несколько раз пыталась вернуться в родной город, но там вообще работы нет...
"Умею делать маникюр. Но на работу тоже не так просто устроиться. Надо кучу справок, а это деньги", - рассказала она.
37-летний Сергей из Донецка, у которого там убили и мать, и отца, ушел на фронт. Русскоязычный парень, который прямо говорит, что всегда голосовал за Януковича, защищал нас с вами почти 1,5 года с оружием в руках. В родной город возвращаться и не думает. Даже в случае освобождения от оккупантов.
"Меня уже ничего не связывает с ними. Мы разные люди", - холодно говорит он.
Как у участника АТО и ВПЛ, у него лично не было проблем с тем, чтобы найти работу по своей специальности программиста. И все же он, тот, который стрелял во врага, утверждает, что предвзятое отношение к "жителям Донбасса" на самом деле есть и он его чувствует в быту.
"Те, кто с Востока, воспринимаются или как "крутяки" на джипах и с золотыми цепочками в палец. Или как "гопота" в спортивных штанах "абибас", которая занимается только воровством или нюхает клей. Но это не так!" - уверен Сергей.
Кто не почувствовал себя принятым
Каково же на самом деле социальное самочувствие тех, кто переехал из аннексированного Крыма и оккупированных частей Донецкой и Луганской областей?
Так, правовой аналитик ВБФ "Право на защиту" Валентина Кузык рассказала, что, согласно всеукраинскому опросу, который проводился в июле-августе 2016 года Киевским международным институтом социологии во всех областях Украины (опрошено 1500 жителей принимающих общин и 1003 внутренне перемещенные лица), 61% переселенцев не подвергаются предвзятому отношению к себе.
Только каждый 5-й беженец говорил о "каком-то не таком" отношении к нему.
11% - все же испытывают предвзятое отношение периодически, а 3% - постоянно.
Чаще всего "дискриминационное отношение" переселенцы испытывали от работодателей или арендодателей, которые не хотели брать на работу или сдавать жилье только по причине статуса беженца.
"В основном о предвзятом отношении говорят пожилые люди, которые переехали с первыми волнами переселенных.Также те, кто проживает в небольших деревнях и городах, в центральных областях и городе Киеве", - отметила руководитель исследования, сотрудник Киевского международного института социологии Марина Шпикер.
Со своей стороны жители принимающих общин декларируют преимущественно положительное - 43% - или нейтральное - 44% - отношение к ВПЛ. Однако негатив тоже есть.
И основная причина - политические взгляды.
То есть водораздел по линии Крым - Донбасс - Центр - Запад, к сожалению, есть.
Исследование показало, что почти треть жителей принимающих общин - 29% - считает, что помогать надо только переселенцам с проукраинскими взглядами. А 27% - вообще возлагают на внутренне перемещенных лиц вину за конфликт на Донбассе.
"Хотя люди, которые разделяют эти взгляды, - в меньшинстве. Их отношение может усиливать чувство дискомфорта внутренне перемещенных лиц в принимающих общинах", - добавила Шпикер.
Эксперты также отмечают, что "принимающая сторона" негативно относится к переселенцам по причине того, что это "сужает и без того узкие возможности найти работу, а переселенцы готовы на любую работу и демпинг". Вторая распространенная причина - это ухудшение криминогенной ситуации.
"Например, именно в Киеве чаще всего вспоминают увеличение количества краж и преступлений, связывая почему-то не с экономической ситуацией в целом, а только с переселенцами", - говорит аналитик.
Поддержка беженцев властью - только на словах
В то же время опрос показал, что права трети беженцев - 31% - систематически нарушались.
Наиболее типичная сфера нарушения прав связана с получением социальных выплат и льгот от государства. На втором месте - аренда жилья. На третьем - сфера трудоустройства.
Так, менеджер гуманитарных программ Internews Елена Виноградова констатировала, что, к большому сожалению, государство, несмотря на все заявления о поддержке переселенцев, открытие центров, сайтов, на практике не обеспечивает внутренне перемещенных лиц в первую очередь бесплатной вторичной правовой помощью.
"Единственными помощниками переселенцев остаются общественные организации... Несмотря на все заявления правительства о восстановлении социальных выплат, внутренне перемещенные лица наиболее часто обращаются с вопросом о путях восстановления нарушенного права на социальную помощь и пенсии", - добавила она.
Почти 50% всех жалоб внутренне перемещенных лиц касаются нарушенных прав, преимущественно относительно прекращения социальных выплат или дискриминационного отношения к выплатам.
По ее словам, с начала лета правительство ввело новый механизм проверок ВПЛ по поводу инвентаризации для обеспечения соцвыплат. И хотя правительство обещало закончить эти проверки, некоторые переселенцы получают выплаты еще за январь прошлого года.
Вторая категория жалоб касается проблем всевозможных оплат, начиная с жилищно-коммунальных и других, выплат пенсий и прочих социальных обязательств.
Третья наиболее распространенная категория жалоб ВПЛ касается защиты нарушенных прав на землю, движимое или недвижимое жилье. Также, по ее словам, пока не урегулирован вопрос о государственной компенсации тем, кто потерял свое жилье, дома и имущество из-за военных действий.
Back in Donbas?
Несмотря на все проблемы, большинство переселенцев - 58% - все же не собирается менять место жительства. Только 36% - надеются вернуться домой, если появится такая возможность.
"Шесть из десяти внутренне перемещенных лиц хотели бы видеть больше материалов в СМИ, посвященных их проблемам. По их мнению, основной недостаток в нынешней практике - отсутствие полезной информации. Например, половина опрошенных до сих пор не знает, то есть третий год как продолжается конфликт, где можно получить финансовую или материальную помощь в случае необходимости", - сказала Шпикер.
Поэтому наша общая цель - работать вместе на то, чтобы всем украинцам жилось комфортно, независимо от места проживания. А главное, чтобы вернуть наши территории.