В течение сентября, по официальным данным, в Киеве демонтировали около 130 незаконных коммерческих временных сооружений, а всего с начала года - около 1480 МАФов.
Такого масштабного сноса, который начался еще в 2014 году, столица не видела. Чиновники уверены, что делают доброе дело, очищая Киев.
Зато предприниматели, торгующие в МАФах, заявляют, техника «Київблагоустрою» с молодыми людьми в черном может наведаться в любой киоск, даже установленный законно.
А все из-за правовой коллизии. Несколько лет назад малый и средний бизнес столицы вместо арендовать землю под МАФом заставили платить так называемый паевой взнос, о котором в законах упоминания нет.
МАФовый бум продолжается уже 11 лет
МАФы в Киеве превратились в отдельную сферу экономики. Назвать точное их количество сейчас не может никто, поскольку большинство киосков - это теневой и криминальный бизнес, реальные обороты которого скрыты от государства.
Если в 2005 г. в Киеве МАФов насчитывалось до четырех тысяч, то в марте 2013 года, по неофициальным оценкам экспертов главного управления благоустройства, количество киосков возросло до 20 тыс.
К 2014 году незаконно установленные МАФы сносили разве что для отвода глаз, по несколько в год. Масштабный демонтаж начался уже в 2014 году. По информации мэра столицы Виталия Кличко, в 2015 году снесли более 4,2 тысячи киосков.
Теперь власть отчитывается - в Киеве 11 тыс. МАФов, из них легальные - 6,5 тысячи.
«Еще в сентябре 2014 года ежедневно устанавливалось около 20 новых (незаконных. - Ред.) МАФов, город мог снести не более пяти. Соответственно Киевсовет принял решение - легализоваться могут только те МАФы, которые стояли до апреля 2013 года (до начала действия моратория на установку МАФов в Киеве. - Ред.)», - сообщил народный депутат, советник мэра Киева Дмитрий Белоцерковец.
Уже в января 2016 года на сайте коммунального предприятия «Київблагоустрій» появились списки временных сооружений, подлежащих сносу. Владельцы сооружений, указанных в списке, должны самостоятельно их убрать, о чем получают предписания ежеквартально. Правда, большинство их игнорирует.
«Конечно же, город вынужден заниматься демонтажем, если сами владельцы отказываются эти МАФы демонтировать. Добровольно выехало не более 10 конструкций», - отметил Белоцерковец.
Чей МАФ? Прокурорский!
По подсчетам КГГА, с незаконных МАФов в 2014 году было получено незаконной прибыли около 100 млн гривен. Сейчас киевская власть, по сути, выполняет работу налоговиков и правоохранителей, которые должны закрывать незаконные киоски, однако не делают этого.
Но из-за такого бездействия страдает не владелец МАФа, а тот, кто арендует помещение, то есть малый и средний бизнес.
«Владелец понимает, что он ничего не теряет, зачем ему убирать конструкцию, которая для него стоит копейки, он уже с этого МАФа заработал. Страдает кто - предприниматель, который работает в его конструкции. Большинство МАФов в Киеве принадлежат крупным «сетевикам», которые являются бывшими прокурорами, работниками администраций Черновецкого, Попова, прокуратуры бывшей или милиции», - заявил Белоцерковец.
Оштрафовать владельца за неснесенный киоск практически невозможно. Большинство из них просто отказываются подписывать административный протокол, а без такой подписи документ не считается действительным. Это несовершенство законодательства Белоцерковец намерен исправить через парламент.
«Я зарегистрировал законопроект, которым предусматривается упрощение процедуры составления админпротокола и увеличение штрафов. В частности выписка админпротокола в присутствии двух свидетелей, передача его на админкомиссию, приглашение на админкомиссию юридического или физического лица, и уже там есть право у них оправдаться, если есть такое желание. Если не получается, дальше штраф идет в суд и он выносит постановление на взыскание штрафа», - отметил советник Кличко.
Но вместе с этим Белоцерковец предлагает ввести еще и сверхприбыльную схему наполнения местного бюджета за счет коммерческих временных сооружений. А именно - локации, на которых предусмотрено размещение МАФов, продавать на биржевых торгах (ныне арендатором уплачивается фиксированный паевой взнос).
Такая схема уже действует в отношении точек передвижной торговли. Преференции, по мнению советника мэра, следует предоставить только тем предпринимателям, которые занимаются ремонтом обуви, продажей цветов или газет.
«В сквере у «Золотых ворот» стоит передвижная точка, прицеп, которая была продана на торгах за 180 тыс. гривен. В месяц это примерно 14 тыс. гривен. Рядом с этой точкой - два МАФа, которые продают сигареты, снеки, кофе, раньше продавали пиво и т.п. Знаете сколько они платят? Они платят около 20 тыс. в год. Городской бюджет гораздо больше получит, если эти локации будут продавать с биржевых торгов, это будет не 80 млн гривен, а это будет во 800 млн гривен (доходы местного бюджета от паевого взноса)», - уточнил Белоцерковец.
Киоск - как нерушимая крепость
Среди масштабных демонтажей уже в 2016 году: киоски на рынке возле станции метро «Лесная», на Позняках и так называемая «стометровка» на Святошино.
Предприниматели в знак протеста перекрывали даже проспект Победы, пикетировали Киевскую городскую государственную администрацию, жгли коммунальную технику, но уберечь свои рабочие места не смогли. Бизнесмены жалуются, их бизнес уничтожают незаконным способом, без предупреждения, еще и уничтожают товар во время таких демонтажей.
«Я сознательно не называю преступления демонтажем, потому демонтаж предусматривает цивилизованную процедуру с предупреждением, описанием, опечатыванием, ответственным хранением, но мы знаем, что акт мародерства не имеет ничего общего с актом демонтажа. Бульдозеры, которые крушат имущество предпринимателей, перемалывая вместе с продуктами судьбы людей, которые вложили душу в свой маленький бизнес», - жалуется председатель Ассоциации предприятий и предпринимателей города Киева и Киевской области Ольга Коцько.
Предприниматели отмечают, бизнес, который использует для торговли временные сооружения, загнали в неправовое поле. По словам председателя общественной организации «Всеукраинский союз работников торговли и услуг «Трудовое содружество» Лалиты Картозии, главная проблема заключается в отсутствии единой системы разрешительной документации. Мол, предприниматели и рады бы оформлять все по закону, но это фактически невозможно.
«Паспорт привязки к временному сооружению и договор о долевом участии, несмотря на все решения Киевсовета, являются очевидно фейковыми документами, потому что они не дают предпринимателям права пользоваться землей. С помощью этих документов нынешняя власть намеренно вывела всех владельцев временных сооружений за пределы правового поля и искусственно превратила все торговые киоски и павильоны в объекты незаконного строительства. И теперь за наши с вами деньги на благоустройство, за деньги долевого участия нанимают неизвестных людей с улицы, которые потом делают с вашим имуществом все что угодно, независимо от того, есть у вас или нет этих фейковых документов», - подчеркнула Картозия.
Деньги от паевого взноса не идут в местный бюджет?
Что имела в виду Картозия, говоря о «наших с вами деньгах на благоустройство»?
Еще при руководстве Леонида Черновецкого вместо арендной платы за землю, которая предусматривает заключение соответствующих договоров, владельцам МАФов под видом упрощения работы ввели процедуру уплаты паевого взноса, которая не предусматривает бюрократической беготни за получением необходимых разрешений на аренду земли. Однако, по словам председателя Общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины и председателя общественной организации «Союз защиты предпринимателей» Сергея Доротича, понятия «паевой взнос» нет ни в одном законе.
«Этот платеж противоречит земельному кодексу, в котором определено, что владелец любого сооружения, которое находится на земельном участке, должен владеть этим земельным участком на правах собственности или на правах аренды и за это он должен платить платеж. Так как все временные сооружения не платят арендный платеж, не имеют действующих договоров аренды, они все незаконны и их можно когда хочешь сносить», - отметил он.
К тому же, по словам Доротича, от паевых взносов МАФов ежегодно киевская власть получает 300 млн грн, которые попадают не в местный бюджет.
«Это 300 млн гривен ежегодных внебюджетных платежей. Паевые взносы идут не в бюджет. Платеж за аренду земли идет на бюджетный счет, и его надо прозрачно использовать, на это есть соответствующие органы, которые контролируют», - объяснил Доротич.
В то же время советник Виталия Кличко по вопросам благоустройства Дмитрий Белоцерковец опровергает эту информацию. Уверяет, средства паевого взноса на право установить киоск идут в местный бюджет и используются только на нужды благоустройства города. Но вот суммы у советника и эксперта существенно отличаются.
«Это абсолютная ложь, есть фонд долевого участия городского бюджета, это один из разделов доходной части городского бюджета. Городской бюджет в 2015 году получил около 80 млн гривен доходов, из которых около 30 млн было направлено на реконструкцию парков и скверов, около 15 млн гривен - на благоустройство площадей, 6 млн гривен было потрачено на демонтаж МАФов, то есть это фонд долевого участия, из которого деньги могут расходоваться только на благоустройство города», - отметил Белоцерковец.
Войну с МАФами прекратит только отдельный закон
Проблема с хаотичностью и законностью установки МАФов существует не только в столице. Она остро стоит также в Днипре, Одессе, Николаеве и Хмельницком. Еще четыре месяца назад премьер-министр Владимир Гройсман дал поручение заинтересованным ведомствам создать межведомственную рабочую группу и разработать решение этой проблемы.
Однако воз и ныне там и, по мнению председателя общественной организации «Союз защиты предпринимателей» Сергея Доротича, сдвинуть его с места будет непросто.
«Есть определенные политические договоренности, и эти вопросы отданы на политический откуп. В частности, в Киеве этим вопросом не занимается сам мэр, он его дал на откуп другому лицу, которое занимается этим вопросом за определенную политическую поддержку», - считает Доротич.
По его мнению, единственный выход из этой ситуации - урегулирование вопроса на общегосударственном уровне и разработка отдельного закона, который бы нормировал порядок обустройства и использования временных сооружений и закрепил бы правила землепользования.
Но, кроме проблемы законности установления малых архитектурных форм, есть и другая - чисто эстетическая. Ведь бесконечные ряды МАФов превращают улицы в грязный и замусоренный коридор, мешают движению и портят общий вид города. За что и заслужили всеобщую нелюбовь, если не сказать – ненависть, большинства горожан.