Согласно коалиционному соглашению, одной из первых должна быть реализована административно-территориальная реформа. Законодательное поле для этого народные депутаты подготовили еще в феврале, приняв закон «О добровольном объединении территориальных громад». Теперь дело за малым – провести укрупнение громад. Но на практике этот процесс сталкивается со множеством проблем.
Методология из центра
Главная цель проводимого объединения территориальных громад – улучшение финансового состояния слабых громад за счет ресурса их более сильных соседей. Предполагалось, что административно-территориальная реформа будет проводиться в четыре этапа. На первом Кабмин утверждает методику формирования территориальных громад, которая должна стать основой для составления перспективных планов формирования дееспособных громад (такой документ был принят еще 8 апреля 2015 года - авт.). На втором – на уровне облгосадминистраций разрабатываются перспективные планы объединения, которые потом еще утверждаются правительством. На третьем – непосредственное слияние громад согласно перспективным планам. На заключительном четвертом этапе происходит формирование органов местного самоуправления объединенных территориальных громад и проведение там первых местных выборов.
Сергей ШаршовПожалуй, самым трудоемким и технически сложным является этап составления перспективных планов. Очень важно все хорошенько продумать, чтобы после проектного объединения жителям громады было комфортно проживать – иметь доступ к образованию, медицинским услугам, хорошему транспортному обеспечению. «На первом этапе разработки перспективного плана определяются потенциальные административные центры будущих дееспособных территориальных громад, - говорит директор департамента по вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти Минрегиона Сергей Шаршов. – Как такие центры прежде всего определяются города областного значения и районные центры. В большинстве сегодняшних районов заметно выделяются два-три перспективных центра будущих громад. Хотя почти в каждой области есть районы с населением около шести тысяч человек. На их базе, скорее всего, будет сформирована одна дееспособная громада».
На втором этапе, по словам Шаршова, определяется зона доступности населенных пунктов к административному центру укрупненной громады. «Эта зона должна составлять 20 километров по автодорогам с твердым покрытием. Расстояние может быть увеличено до 25 километров, если численность жителей населенных пунктов, расположенных в зоне отдаленности, не превышает 10% от общего количества жителей объединенной громады», – уточнил чиновник.
В Кабмине допускают, что центром дееспособной громады может быть не только город или поселок городского типа, но даже и село. Но… К такому поселку есть ряд требований. В частности, проживание определенного количества детей дошкольного и школьного возраста. « В таком населенном пункте, как минимум, должно функционировать общеобразовательное учебное заведение и жить 250 детей школьного и не менее 100 детей дошкольного возраста. Мы обсуждали этот вопрос со всеми всеукраинскими ассоциациями органов местного самоуправления. Сначала хотели сделать привязку к общей численности жителей населенного пункта. Но после продолжительных дискуссий остановились на том, что способность поселка или городка стать центром дееспособной громады в перспективе определяется именно количеством детей, потому что где есть дети, там есть молодые родители, которые способны формировать социальную и экономическую жизнь громады», – объяснил Сергей Шаршов.
Последние официальные данные гласят, что перспективные планы объединения громад утвердили уже 9 областных советов и 2 военно-гражданские администрации. «Уже девять областей – Днепропетровская, Житомирская, Хмельницкая, Херсонская, Николаевская, Полтавская, Харьковская, Черниговская и Ровенская – приняли перспективные планы формирования самодостаточных громад на сессиях облсоветов, а еще две – Луганская и Донецкая – утвердили планы решением военно-гражданских администраций», - поведал спикер Владимир Гройсман.
А добровольное ли объединение?
Президент Петр Порошенко акцентирует, что объединение должно быть исключительно добровольным. Никто не имеем право укрупнять громады из-под палки. «Ни один чиновник указующим перстом сверху не будет давить или настоятельно рекомендовать относительно объединения». Это – право гражданина. Хочешь жить, как сейчас, - не объединяйся, но будем собирать с села сто, двести, тысячу гривен годового бюджета, и этого будет достаточно только для того, чтобы содержать сельского голову, - заявил Петр Порошенко. – Кроме того, все налоги, которые будут оставаться на местах, будут давать громаде возможность принимать решение и отвечать за уровень жизни людей в ней».
Михаил ПапиевВ то же время, как отмечают народные депутаты, на деле добровольного объединения громад нет. «О добровольном объединении громад сегодня речь не идет. Во-первых, нет инициативы снизу. Во-вторых, идет давление на громады со стороны исполнительной власти. Кроме того, происходит вмешательство в деятельность органов местного самоуправления и принуждение их к тем или иным действиям под финансовым давлением. Делают так, чтоб поставить местное самоуправление в ситуацию, когда не правительство будет камикадзе, а местные громады и будут делать себе харакири», - сказал АСН народный депутат Михаил Папиев.
К тому же, по мнению парламентария, от объединения громад не появится больше свободных средств, так как 70% громад являются дотационными, а их основным источником поступления средств является подоходный налог с граждан. «80% налога поступает от работников бюджетной сферы. В случае укрупнения громад может произойти и объединение школ, сельских больниц, то есть вместо, например, трех станет одна. Соответственно уменьшится количество работников и количество поступлений от налогов. В результате громады будут менее финансово защищены и им придется постоянно ездить в Киев и просить или дотации, или субвенции выравнивания, или бюджетные займы», - пояснил он.
Союз богатых с бедными
К процессу добровольного объединения громад необходимо подходить очень взвешенно. Реформы ради реформ не нужны, страна в ожидании реальных изменений. Такое мнение АСН высказал народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Виктор Чумак. Виктор Чумак«Прежде чем объединяться, громады должны увидеть свой экономический интерес. Если громады будут объединяться с сильными центрами, где есть мощная экономическая база, то они будут успешными. Если же объединить две бедные громады, то вместе они богаче не станут», — заявил Чумак.
Сергей ЛабазюкПохожее мнение АСН озвучил и внефракционный народный депутат Сергей Лабазюк. «Некоторые громады, на которых есть заправки, производство, смогут себя содержать. Но 60-70% громад через полгода после укрупнения столкнутся со множеством проблем: не из чего будет платить зарплаты, проводить текущие и капремонты социальных объектов на своих территориях. К тому же, многие районы хотели бы иметь три-четыре территориальные громады. А в Киеве добро дают только на две. Вот вам и добровольное объединение», — добавляет политик.
В свою очередь народный депутат от фракции Радикальной партии Юрий Чижмарь подчеркивает, что добровольное объединение не произойдет, пока громады не будут иметь самообеспечение. «Пока не отдадим налоги и полномочия на места, говорить об объединении очень сложно. Не имея денег, вы можете хоть сто раз громаду переворачивать справа налево, но она от этого богаче не станет, не сможет самообеспечиваться», - считает парламентарий.Юрий Чижмарь
Смерть для сел
Михаил ГоловкоОбъединение громад может привести к ликвидации сел. Такого мнения придерживается народный депутат- «свободовец» Михаил Головко. «В таком формате, в котором предложило правительство, это объединение не для громад. Это просто для галочки, для администрации, а не для людей. Данная реформа просто ликвидирует села. Будет проведена коллективизация, когда всех загонят в большой колхоз. Не будет сельских советов, а школы, детсады и иная инфраструктура будут постепенно закрываться. В результате села просто-напросто начнут вымирать», - сказал он. Кроме того, парламентарий считает, что инициатива по объединению громад связана со снятием моратория на продажу земли, которое должно произойти 1 января 2016 года.
Выборы через два года
Планировалось, что процесс объединения громад завершится к осени этого года. То есть местные выборы, запланированные на 25 октября, будут проведены с учетом новых укрупненных округов. Но нет. Не успеваем. «Нет ничего страшного, если выборы будут проведены снова через два года, - сказал АСН народный депутат от фракции «Народный фронт» Остап Семерак. - Это будет дешевле, чем сейчас сделать непонятно что, а потом решать, как из этого выбираться. Это не горячие пирожки, которые нужно быстро испечь и быстро продать. Нужно думать наперед, какую перспективу это даст», - считает нардеп.Остап Семерак
Что же, будем надеяться на лучшую перспективу. Вот только интересно, не будет ли коллапса власти на местах, когда после выборов, допустим, выберут 10 поселковых председателей, а после объединения громад остаться придется только 2-3 избранным? Не менее важный вопрос, действительно ли громадам дадут финансовую независимость и большие полномочия или эта инициатива останется только на бумаге? Если да, то еще один вопрос, учитывая менталитет украинских власть имущих: смогут ли лидеры укрупненных громад правильно и эффективно распорядиться властью и финансами.