Политические партии смогут получать деньги из государственного бюджета. С 1 июля 2016 года вступает в силу закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции, принятый еще в октябре прошлого года. В Бюджете-2016 деньги на эту статью расходов заложены. Это 420 млн грн, что составляет около восьми гривен на карман каждого украинца.
Белым по черному
Напомним, инициаторы законодательных изменений аргументировали необходимость финансирования партий из госбюджета тем, что это повысит политическую культуру и сделает получателей средств независимыми от бизнес-групп. Но не все из почти 200 официально зарегистрированных партий могут рассчитывать на это, а только избранные (в прямом смысле этого слова). Закон говорит: партия имеет право на получение государственного финансирования уставной деятельности, если на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов ее избирательный список кандидатов в народные депутаты в общегосударственном избирательном округе получил не менее 2% действительных голосов избирателей.
Итак, берем результаты последних выборов народных депутатов (они состоялись 26 октября 2014 года). И видим, что на государственное финансирование могут претендовать шесть парламентских сил - это Блок Петра Порошенко, «Народный фронт», «Самопомич», Оппозиционный блок, Радикальная партия Олега Ляшко и «Батькивщина». И внепарламентские «Свобода», «Сильная Украина» Тигипко и «Гражданская позиция» Гриценко. А Компартии с ее 3,88% голосов к государственным деньгам доступа нет. Ее деятельность запрещена законодательством о декоммунизации.
Спешите медленно
Кроме того, прописан ряд ограничений и запретов. Как и то, что партия, субъект избирательного процесса на выборах президента, народных депутатов или местных выборах, как политическая сила, получающая деньги от государства, должны будет пройти внешний независимый финансовый аудит отчетности об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.
Решение о предоставлении финансирования или об отказе в нем должно приниматься Национальным агентством по предупреждению коррупции. Но сомнительно, что кто-то сможет получить добро уже 6 июля. Поскольку, хотя законом и предусмотрено, что решение Агентство должно принять максимум через пять дней, партиям предстоит заполнить отчетность, которую еще надо изучить.
В СМИ пишут, что, как прогнозирует руководитель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак, норма закона о государственном финансировании политических партий за счет средств государственного бюджета вступит в силу 1 июля 2016 года, но реализована будет через три месяца.
И вице-спикер парламента Оксана Сыроид уже отметила, что закон о государственном финансировании политических партий не начнет действовать с 1 июля. Причинами отсрочки является неготовность к внедрению такой системы ряда органов и то, что закон предусматривает принятие определенных решений, утверждение различных форм отчетности Национальным агентством по предупреждению коррупции, которое до сих пор еще не начало полноценно работать. Кроме того, некоторые решения должны принять ЦИК и Счетная палата.
Репутация - наше все
Юрий КлючковскийОтносительно того, что партии встанут в очередь за государственными деньгами, есть очень большие сомнения. Выгодно ли аудит проходить в нынешних условиях, когда политические проекты получают немалые деньги от своих хозяев и ситуативных спонсоров? Но, как заверил «Аналитическую службу новостей» (АСН) депутат нескольких созывов, президент Института избирательного права Юрий Ключковский, хотят партии этого или нет - обязаны. Хотя вопрос о том, когда партии смогут получить средства от государства, действительно открыт.
«Сейчас вопрос в том, на основании результатов каких выборов партии могут обращаться. Ведь в законе не предусмотрены одномандатные округа, а только списки. Могут ли это быть выборы 2014 года? Я сомневаюсь. Поэтому, думаю, сейчас партии ничего не получат из бюджета. Дай Бог, чтобы они могли подать заявки на финансирование уставной деятельности, а не на компенсацию за выборы», - отметил он.
Ключковский прогнозирует, что обращения партий относительно финансирования уставной деятельности могут быть результативными в следующем году и Госбюджет-2017 должен это предвидеть.
А согласятся ли тяжеловесы, политические проекты на аудит, публичность финансов? Ключковский говорит, что обязаны.
«Что значит, согласятся или не согласятся? Закон это предусматривает. Они не будут выполнять закон? Если кто-то будет откровенно нарушать закон, то, соответственно, это отразится на них. К тому же прописаны меры воздействия на нарушителей закона. Репутационные потери будут огромные. Если кто-то хочет их иметь - пожалуйста. Пусть себя хоронит. Ведь не все можно купить за деньги. Репутация не продается», - предупредил он.
Прозрачные деньги
Денис КовриженкоВ свою очередь Денис Ковриженко, советник по юридическим вопросам Международного фонда избирательных систем, считает, что в принципе основная часть закона может быть реализована сейчас, хотя действительно нужны дополнительные решения и возможны изменения в закон и бюджет. Проблема, по его словам, - это предоставление отчетности партиями. И под вопросом право на получение объединением «Самопомич» дополнительной части государственных денег за соблюдение гендерной нормы: это примерно 40 млн гривен, которые не заложены в Госбюджете-2016.
«Ситуацию драматизировать не стоит. Требования прозрачности финансовой отчетности по ограничению взносов вступят в силу. Остальные вопросы носят технический характер. Хотя механизм, кто получит деньги и когда, остается до конца не проработанным», - пояснил он.
Кроме того, эксперт добавил, что проводить аудит должны мощные компании, которые реально занимаются аудитом, а не созданные самими партиями структуры.
«Никто еще не просчитывал, сколько будет стоить подготовка аудиторского заключения. Но если это требование станет очень затратным, например аудит будет стоить миллион гривен, то, разумеется, в закон будут внесены изменения, которые смягчат требования к аудитору. Думаю, эта проблема возникнет, но уже в первом квартале 2017 года, поскольку аудиторское заключение предоставляется к годовому отчету», - объяснил он, отметив, что проблема может коснуться малых партий.
Ковриженко убежден, что партии вынуждены будут перейти на прозрачное финансирование. Утверждает, что требований закона должны придерживаться все, несмотря на то, будут они брать бюджетные деньги или нет. «Ответственность сейчас достаточно либеральная. Максимум - лишение свободы до трех лет. Но я не думаю, что крупные партии не будут подавать отчеты, не будут проходить аудиты. Разумеется, поток теневых средств никуда не исчезает, но показать избирателям, какие партии хорошие и прозрачные, - интерес есть», - отмечает эксперт.
Разоблачение года
Алексей КошельКроме того, генеральный директор ВОО «Комитет избирателей Украины» (КИУ) Алексей Кошель акцентировал, что закон нельзя воспринимать исключительно как статью пополнения доходов партий за государственный счет.
«Закон заставляет партии отчитываться. И он меняет украинскую политику, делая партии более прозрачными. Граждане смогут видеть партийную бухгалтерию, делать выводы, принимая во внимание не только лозунги политиков и красивые телевизионные ролики», - сказал он.
Относительно старта государственного финансирования Кошель сказал, что действительно сейчас есть проблема, ведь старт должен был состояться 1 июля 2016 года, но он переносится на три-пять месяцев.
«Задержка связана с техническими вещами. Работа Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции стартовала, но нужно было определенное время для разработки деклараций. Теперь партии должны предоставить финансовую отчетность. А это сложный механизм. Естественно, на это нужно время - не менее трех месяцев. К тому же Агентство остается недоукомплектованным. Это естественная техническая задержка. Но в этом году старт госфинансирования мы увидим», - резюмировал он.
Не всё пропало
Таким образом, старт пока не отменен. И кричать, что идея публичности финансов партий уже целиком и полностью провалена, - не стоит.
Как и понятно, что аудиты и отчеты политики постараются использовать и садиться на диету, отказываться от дополнительных гонораров вряд ли кто-то будет.
Но, как любят у нас говорить, при общественном давлении и политической воле со временем ситуация будет меняться. По крайней мере открытые приживалы того или иного бизнесмена будут нести репутационные потери не только в глазах электората, но и международного сообщества.