Национальный банк Украины снизил учетную ставку до 16,5% годовых. Решение вступило в силу с 24 июня 2016 года. Председатель НБУ Валерия Гонтарева отметила, что снижение учетной ставки стало возможным благодаря замедлению инфляции, стабилизации на валютном рынке, улучшению конъюнктуры для украинского экспорта на мировых рынках (прежде всего, на сталь и руду) и восстановлению экономического роста. Так стоит ли ожидать удешевления денег, в том числе - кредитов? Об этом «Аналитическая служба новостей» (АСН) спросила у экспертов.
Нулевые эффекты
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко очень скептически относится к позитивным ожиданиям относительно удешевления доступа к деньгам, считая, что снижение учетной ставки ничего не даст.
Александр Охрименко«В Украине вообще не работает кредитование. Сейчас даже госбанк не кредитуют. Крупные банки, в которых владельцы из ЕС или России, тоже больше сосредоточены на том, как погасить старые кредиты», - сказал он АСН.
И, что самое главное, убеждает эксперт, «Гонтарева, как глава НБУ, нарушает Конституцию и законы Украины».
«По закону НБУ обязан предоставлять рефинансирование банка по учетной ставке. По логике это и должно способствовать регулированию стоимости денег на рынке. Но на практике НБУ, а точнее, Гонтарева, в основном дает рефинансирования избирательно - либо госбанкам, либо банкам ее друзей. Рынка рефинансирования просто нет», - утверждает Охрименко.
Без резких движений
Есть мнение, что очередной этап снижения ключевой ставки Национального банка в 2016 году демонстрирует замедление инфляции и постепенное удешевление депозитных и кредитных программ в стране, но сами по себе такие действия НБУ заметно не влияют на рынок. На этом внимание АСН акцентировал управляющий партнер юридической фирмы «Правовест» Глеб Сегида, напомнив, что 23 июня 2016 НБУ уже повторно в этом году снизил учетную ставку - с 18% до 16,5%. В начале года она достигала 22%, в марте-августе 2015 года - 30%. Нацбанк объясняет свое решение «устойчивым снижением инфляционного давления, улучшением инфляционных ожиданий и стабилизацией ситуации на валютном рынке».
По словам эксперта, после снижения учетной ставки стоимость рефинансирования для банков от НБУ уменьшится до 18,5%, что опять просто составит среднерыночное значение, но не приведет к резкому снижению ставок по депозитам и кредитам до 1,5-процентного пункта. К тому же, согласно большинству договоров ставки являются фиксированными, и даже при условии плавающей ставки она, как правило, не пересматривается чаще, чем один раз в 6-12 месяцев.
Глеб Сегида«К сожалению, в Украине нет масштабных государственных программ кредитования (ипотека, авто, поддержка предпринимательства и др.), ставки по которым привязаны к учетной ставке. Поэтому население никак не почувствует, что что-то изменилось на финансовом рынке с 24 июня 2016 года», - резюмировал Сегида.
Эпохальная логика
В свою очередь доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины Алексей Плотников отметил, что тенденция снижения учетной ставки - это хорошо.Алексей Плотников
«По логике должно быть удешевление. Но вопрос - насколько. Думаю, они не станут доступными и привлекательными. Но тенденция к снижению ставки - это неплохо и может означать, что мы с вами еще застанем ту замечательную эпоху, когда кредиты станут брать и выдавать», - пояснил он АСН, добавив, что это касается всех кредитов - и для простых людей, и для бизнеса, ведь сейчас проценты столь высоки, что брать их в кредит выгодно только очень специфическому бизнесу, который работает за пределами легальности.
Особое внимание экономист уделил гривневым депозитам, ведь по логике они должны становиться дешевле.
«Если сейчас имеем 19-21% по депозитам, то может быть около 16%», - прогнозирует он. Но подчеркивает, что это должно касаться новых депозитов. И удешевление их, по мнению Плотникова, не приведет к возникновению дефицита гривны или оттоку вкладов из банковских учреждений Украины.
Холодной головой
Вывод: пока кредиты остаются дорогими, а вот гривневые депозиты дешевеют. Банки от этого не пострадают, резкий обвал не прогнозируется. Населению от этого тоже пока ни холодно ни жарко, впрочем, как и экономике, которая нуждается в более дешевых ресурсах.
Но определенный позитив есть. И при условии продолжения такой динамики с параллельным использованием дополнительных механизмов можно надеяться на лучшее. Хотя и формировать завышенные ожидания не стоит.