Еще в мае многие народные депутаты убеждали, что с 1 июля Украина откажется от милиции, а на смену ей придет полиция. Увы, не успели. 1 июля 2015 года профильный комитет Верховной Рады только вносил последние правки в законопроект «О Национальной полиции». Утвердят же документ 2 июля.
549 замечаний
Именно столько правок было предложено внести в законопроект «О Национальной полиции» к рассмотрению документа во втором чтении. И, что самое парадоксальное, большинство из них были учтены, но кардинально закон от этого не изменился.
Юрий ЛуценкоИтак, после принятия этого закона ожидается, что Национальная полиция будет отдельным столпом правоохранительной системы, по статусу будет напоминать даже отдельное министерство. «Начальник Национальной полиции будет назначаться Кабинетом министров по представлению министра внутренних дел. С ним будет заключен пятилетний контракт. Таким образом, начальник полиции становится защищенным от политических решений, - рассказал глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко. – Также руководитель Национальной полиции без согласования с политиками, в том числе и министром внутренних дел, самостоятельно назначает всех своих подчиненных и подписывает с ними контракт на пять лет. Этим мы поставим точку в политизации полиции во всех областях».
Также законом предусмотрен особый порядок назначения (увольнения) начальника патрульной службы. «Начальник патруля назначается после утверждения соответствующим местным советом. То есть начальник полиции Львовской области может назначить заместителя по патрулю (бывший гаишник, участковый, ППС) только после утверждения кандидатуры облсоветом, горсоветом и т.д. Более того, по решению соответствующего совета, патрульному можно выразить недоверие. Что, в свою очередь, приведет к его отстранению до выяснения в МВД степени его профессиональной пригодности. Это расширит контроль за полицейскими. Ведь министр не может контролировать 150 тысяч своих подчиненных, а вместе с депутатами местных советов – вполне», - говорит Луценко.
Охрана за госсчет
Хоть «скелет» законопроекта и сохранился, политические баталии из-за желания переписать документ все-таки были. В частности нешуточные страсти разгорелись, когда была озвучена правка о целесообразности упразднения полиции охраны. «Я убедительно прошу не поддерживать эту правку. Она рушит архитектуру национальной полиции», - взывал внештатный советник главы МВД, народный депутат от фракции «Народный фронт» Антон Геращенко.
Аргументы «за» эту правку эмоционально приводил экс-глава МВД Юрий Луценко. «Мы не предлагаем упразднить полицию охраны, а всего лишь хотим ввести ее в рамки патрульной службы. К сожалению, на сегодняшний день нередко служба охраны предоставляет услуги по охране частных лиц. И получается казус. Одни сотрудники правоохранительных органов ловят преступника, а другие – его охраняют. Бандиты и олигархи, доплачивая таким полицейским, получают свою частную армию. У Рината Ахметова было 24 таких охранника», - горячился Луценко.
Долго спорили, дважды голосовали – сначала правку учли, а потом под нажимом, вернее, по убедительной просьбе первого заместителя главы МВД Эки Згуладзе отклонили ее. Служба охраны остается. Таким образом, в составе Национальной полиции будут функционировать: криминальная полиция, патрульная полиция, полиция охраны, специальная полиция, полиция особого назначения.
А зарплаты не трожь!
Елена СотникГорячая дискуссия была и относительно изменения системы оплаты труда полицейских. Предлагалось отойти от нынешней формулы, когда премия, а не ставка, составляет основную часть зарплаты. «В законе о создании Национальной полиции я предлагала изменить систему оплаты труда. Чтобы зарплата полицейского исчислялась по формуле: 70% - ставка, до 30% - премия. Такой подход позволил бы сделать полицейских более независимыми от их руководства, - сказала нардеп от «Самопомочи» Елена Сотник. – Сегодня нередки случаи, когда премии могут существенно превышать ставку. Что это означает на практике? Полицейские ради большой премии готовы идти на поводу у начальства».
Инициатива с пересмотром формулы начисления зарплат не нашла поддержки среди коллег. «Если мы переведем полицейских на такую формулу оплаты труда, то Минфин взвоет, не выдержит такой нагрузки. Спросите Яресько, она пояснит вам, почему этого нельзя делать», - парировал Луценко.
Кстати, дрались депутаты и за то, чтобы оставить за полицейскими спецпенсии. Доводы главы комитета Андрея Кожемякина о том, что все спецпенсии в Украине отменяются, на парламентариев не подействовали. В итоге для полицейских предусмотрели особые пенсии.
Стой, стрелять буду!
Нужно ли говорить эту фразу полицейским в зоне проведения антитеррористической операции, депутаты спорили долго. «Нужно стрелять без предупреждения. Там такая обстановка, если не ты первый выстрелишь, то в тебя выстрелят», - аргументировал народный депутат от фракции «Народный фронт» Евгений Дейдей.
Категорически против такого нововведения выступил народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Виктор Чумак. «Во-первых, на Майдане тоже хотели объявить АТО, получается, тогда можно было бы стрелять в митингующих без предупреждения? Нет, так нельзя. Во-вторых, в законе о проведении АТО есть норма, которая регулирует, как и в каких случаях вести себя сотруднику правоохранительных органов в зоне антитеррористической операции. Зачем дублировать нормы одного закона в другом документе? Это – лишнее», - сказал Чумак. Спорили-спорили, поправку отклонили.
Под ответственность Згуладзе
Отметим, очень многие поправки депутаты отклоняли, так как об этом их просила Эка Згуладзе. «Ну, если Эка говорит, что так будет лучше, давайте пойдем ей навстречу, – она ответственна за эту реформу», - часто звучало из уст парламентариев и читался намек, мол, если реформа провалится, мы будем знать, в чью сторону кивать.
Сама же Эка Згуладзе полна оптимизма. Просит принять закон, а контроль по его реализации мужественно берет на себя.