Майдан поручил новой власти с первых же дней очищать свои ряды. Иными словами, провести тотальную люстрацию. Политики утвердительно кивали головами, все обещали, но когда касалось дела — в кусты. Переломным стал вторник, 16 сентября 2014 года.
Слепили из того, что было
В тот день у стен Верховной Рады проходил многотысячный митинг, была установлена стилизованная «люстрационная гильотина», сносились шины. Казалось, что один чирк спички — и ситуация выйдет из-под контроля. Учуяв запах народного бунта, спикер Александр Турчинов начал продавливать решение об очищении власти. Закон перекраивали до последней секунды. Проголосовать за него удалось только с пятой попытки. И, как потом признавались корреспондентам «Аналитической службе новостей» (АСН) отдельные депутаты, многие не знали, за что они в конечном итоге проголосовали.
Ситуация получилась, как в одной из некогда популярных попсовых песен: «Я его слепила из того, что было. А потом что было, то и полюбила». Так и народные депутаты впопыхах сварганили правила люстрации, а потом начали прислушиваться к правозащитникам, экспертам. Тем временем уволенные чиновники стали заваливать суды исками с требованием отменить «люстрационные решения». Многие сочли несправедливым и противозаконным увольнять их только за то, что они занимали свои должности в период президентства Виктора Януковича.
Что в нем не так?
Валерий КарпунцовНа сегодня в Конституционном Суде лежат три обращения (два от Верховного Суда и одно — от группы из 47 народных депутатов. — Прим. авт.) с просьбой изучить, не противоречит ли Закон «Об очищении власти» Конституции страны, то есть не нарушаются ли основные права граждан. В частности, Верховный Суд считает, что неправомерно проводить «автоматическую» люстрацию, «недопустимо считать виновным чиновника без определения индивидуального характера его вины». По мнению судей, Законом «Об очищении власти» нарушается презумпция невиновности. Такое мнение разделяет и старший помощник генерального прокурора Валерий Карпунцов. «Не секрет, что есть люди, которые работали на технических должностях, которые не влияли на принятие решений в государстве, но они подпадают под люстрацию. А есть такие, которые не находились в высоких кабинетах, но эффективно помогали команде бывшего президента», — рассуждает Карпунцов.
Правозащитники указывают и на недопустимость выборочной люстрации. По словам директора Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова, неприемлемо, чтобы решение о люстрации принимал непосредственный начальник человека, проходящего проверку в рамках Закона «Об очищении власти». «Такие решения должна принимать независимая, беспристрастная инстанция. Иначе есть риск, что люстрация будет осуществляться выборочно, и ее используют для избавления от неугодных работников», — говорит Захаров.
Обойти решение Конституционного Суда
Когда КС приступит к оцениванию конституционности люстрационного закона, достоверно неизвестно. На официальном сайте ведомства говорится: «Осуществляется подготовка дела к рассмотрению на пленарном заседании суда». Депутаты — подписанты обращения в КС шепчутся в кулуарах Верховной Рады, что можно ожидать «сюрприз» ко Дню трудящихся (1 мая. — Прим. авт.).
Если суд признает, что закон на 100% соответствует Конституции, никаких сенсаций ожидать не стоит. Кстати, министр юстиции Павел Петренко не сомневается в правильности решения КС. Выступая на одном из телеканалов, он красноречиво намекнул, что решение КС может быть только одним, иначе состоится перезагрузка судебного органа. «Если КС будет принимать неоднозначные решения и дальше, могут быть ситуации, когда он дискредитирует себя как конституционный орган», – заявил Петренко.
А если суд найдет шероховатости в законе о люстрации… Что тогда? Означает ли это, что все люстрированные чиновники автоматически возвращаются в свои кабинеты? Должна ли власть остановить мельницу люстрационных проверок?
Мнения разошлись.
Обойти решение суда
Практикующие юристы говорят, что проигнорировать решение КС не удастся, а вот обойти — запросто. И указывают на одну из действующих лазеек. «Бывает такое: экс-сотрудник приходит на бывшее место работы и приносит решение суда о восстановлении в должности, а восстанавливать его уже негде. За это время ликвидируют должность, реорганизовывают отдел или целое ведомство, — говорит практикующий юрист Андрей Котягин. — И если люстрационный закон будет отменен Конституционным Судом, то не исключаю, что государство ускорит реорганизацию госструктур под вывеской реформ. Ведь на сегодня люстрировано больше тысячи чиновников».
Кроме того, признание Закона «Об очищении власти» неконституционным может серьезно ударить по государственному кошельку. Как отмечают юристы, суд пакетом принимает решение: восстановить в должности чиновника и выплатить ему денежную неустойку за «вынужденный отпуск». Чтобы оценить потенциальные убытки, проведем несложные математические подсчеты. Предположим, суд обяжет компенсировать только минималку (1218 гривен. – Прим. авт.). И эту компенсацию присудят 1000 люстрированных чиновников. То есть только один месяц «вынужденного отпуска» реабилитированных после люстрации чиновников обойдется налогоплательщикам, а именно нам с вами, как минимум в один миллион гривен!
Сергей Кивалов
А ведь еще «очищенные» чиновники могут обратиться в Европейский суд по правам человека и обжаловать свое увольнение. «Пройдя все инстанции, он пойдет в ЕСПЧ и будет восстановлен. И государство будет платить ему деньги (компенсацию. — Прим. авт.)», – говорит народный депутат Сергей Кивалов.
Конечно, процесс может затянуться на годы. Но шансы выиграть высоки, да и куш-то посолиднее будет. Размер компенсации истцу может исчисляться в тысячах евро, а потери государства — в миллионах.
Владимир АрьевНародные депутаты — лоббисты закона о люстрации говорят, что до решения Конституционного Суда дело не дойдет. «Если вступает в силу новая редакция закона, то тогда производство в Конституционном Суде автоматически закрывается — нужно будет подавать новые обращения. А изменения в закон о люстрации мы планируем рассматривать в ближайшее время», — сказал народный депутат, вице-президент ПАСЕ Владимир Арьев.
Каковы эти изменения, еще никто не видел. Озвучиваются лишь соображения. «Новый закон будет принципиально мягче, проще. И свою роль в этом сыграют договоренности, которые сейчас обсуждаются в сессионном зале», — утверждает народный депутат от фракции БПП Сергей Каплин. В свою очередь, представитель фракции «Самопомощь», глава Комитета Верховной Рады по вопросам противодействия коррупции Егор Соболев заверил АСН, что закон усилят. «На сегодня разрабатываются поправки в люстрационный закон. Их готовят народные депутаты, правительство и представители Венецианской комиссии. Мы пойдем по пути усиления Закона «Об очищении власти». Основная идея — распространить силу закона не только на чиновников, которые назначаются, но и на выборные должности (президента, народных депутатов). Ввести наказание за саботаж люстрационного процесса. Более точно выписать процедуру люстрации судей», — поведал Егор Соболев.
P. S. Общаясь со многими политиками на тему украинской люстрации, часто слышишь: мол, поспешили и наломали дров. Но свои ошибки якобы поняли и намерены исправить. Исправят ли? Или еще больше усугубят ситуацию, внеся изменения в Закон «Об очищении власти»? Об этом узнаем совсем скоро. Но шансы, что здравый разум и юридический подход в конечном итоге победят политические эмоции и популизм, все-таки высоки.