Законопроект о спецконфискацию (№4057) наделал много шума, теперь же на заседании Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, которое прошло 13 апреля, было предложено снять его с рассмотрения и создать рабочую группу по его адаптации согласно рекомендациям ОБСЕ и Совета Европы. Даже авторы признали его несовершенство и свою эмоциональную ангажированность при написании этого законопроекта.
Критика Европы - страшная «оружие»
Началось все с принятия законопроекта о спецконфискаци за основу 17 марта. Тогда развернулась целая баталия: спикер Владимир Гройсман ставил его на голосование несколько раз. С трибуны от одного из авторов законопроекта Сергея Пашинского звучали обвинения в адрес тех, кто не голосует, во всех смертных грехах. Возникла потасовка между нардепами. Эмоций было через край и перед голосованием за законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов и/или камней, других ценностей и доходов от них до вынесения приговора суда», который все-таки «дожали», приняв за основу.
Однако европейские эксперты его резко раскритиковали. В частности, Генеральный директорат по правам человека и верховенства права Совета Европы жестко «прошелся» по украинской версии спецконфискации. Эксперты отметили, что законопроект «противоречит многим требованиям Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней», что «нечетко установлены применимые стандарты и правила доказывания», что «Конфискация также противоречит статье 7 Европейской конвенции, если в результате нее лицо будет иметь большие негативные последствия, чем должна была бы на время совершения преступления, то есть такое наказание можно применять только за правонарушения, совершенные после принятия закона, которым предусмотрено это наказание».
Обратный ход спецконфискации
Нардепы в этот раз решили прислушаться к европейским коллегам. На заседании комитета один из авторов законопроекта Иван Винник признал его несовершенство и пообещал представить новый.
«В определенной степени мы были несколько эмоционально ангажированы, потому что понимали ответственность за безопасность нашего государства. С учетом тех выводов, что мы получили от Совета Европы, ОБСЕ и Еврокомиссии (поступившие в течение последней недели), мы поняли, что законопроект, к сожалению, не выписан так, как это предусматривает европейское законодательство. Мы решили его переписать», - доложил Винник на комитете.
Он отметил, что была разработана полностью новая концепция с замечаниями европейских партнеров. До 12 мая он пообещал зарегистрировать новый законопроект.
«Хотим ввести новые термины в систему уголовной юстиции, такие как обращение в доход государства, отличные от срока конфискации, который используется в контексте досудебного приговора, а также отдельную систему доказательств, предлагаем по-другому выводить обоснованность подозрения», - отметил Винник.
Впрочем, его коллега, нардеп Елена Сотник, предостерегла собравшихся, что следующий законопроект должен быть более взвешенным.
«Хорошо, что останавливаем рейдерский по своей сути закон. Его необходимо официально отклонить, чтобы этот документ умер. Также надо обращаться с просьбой о предоставлении нам международных экспертов для разработки нового проекта, ведь из-за несовершенной судебной системы, несовершенной системы прокуратуры необходимо, чтобы законопроект был взвешенным, ювелирным», - подчеркнула Сотник.
По итогу дискуссии, депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать ВР отклонить законопроект. Кроме того, народные избранники проголосовали за создание рабочей группы на базе комитета. Координатором группы выбрали Антона Геращенко.
«Этот законопроект необходим стране, но в измененном виде. В ЕС существует право конфискации активов, приобретенных преступным путем без вступления в силу законного решения суда. Новый надо подготовить на базе рекомендаций Совета Европы», - сказал Геращенко.
Глава комитета Андрей Кожемякин дал поручение на следующее заседание комитета предоставить график работы и состав группы. Также он настаивал на том, что новый законопроект должен быть сначала одобрен Советом Европы, и только потом уже рассматривался комитетом.
Признав, что со спецконфискацией нардепы погорячились, они не смогли прийти к согласию только относительно сроков, когда будет рассматриваться и вноситься законопроект.
Теперь дело за парламентом, который должен прислушаться к решению комитета.