Парламент принял в первом чтении за основу один из четырех законопроектов о местных выборах. Казалось бы – ура! Изменению правил – быть. Обещанные многострадальные открытые партийные списки внедрят. И все бы ничего, если бы не сам процесс принятия, предшествовавшее ему затягивание и тайны, вызывающие подозрения о «сливах» и «договорняках».
«Темная лошадка»
С самого утра в парламенте было суматошно. Все ждали, что будет с отставкой с поста главы СБУ Валентина Наливайченко. Складывалось впечатление, что смена одного человека, пусть и на такой серьезной должности, намного важнее избирательной реформы и грядущих местных выборов.
Получить понятный и четкий комментарий или прогноз было из серии «очевидное – невероятное». Максимум что говорили: нам нужны открытые списки; мы обещали людям; в зал вынесут все четыре предложения; депутаты будут определяться в ходе голосования. Четких прогнозов не было.
Более того, парламентарии старались молчать об избирательных законах и не «под запись». Отмахиваясь, что четкий расклад знают не они, а на Банковой – в Администрации президента. И весь день якобы существовал риск, что все наработки будут провалены. Нет голосов, шептались парламентарии, все пропало, в октябре придется старым законом пользоваться, а он реальному усовершенствованию не подлежит.
С вынесением законопроектов в зал реально тянули. Конспирация усиливала подозрения – уже обо всем договорились, но пытаются сохранить лицо.
По внешним признакам – например, быстроте бега от журналистов или высоте поднятой головы – открылась и тайна века: зеленый свет дан законопроекту №2831-3, поданному авторским коллективом во главе с Игорем Поповым и Вадимом Денисенко, а именуемому просто – проектом Руслана Князевича.
Гонка законопроектов
«Под занавес» народные депутаты все же перешли к рассмотрению четырех законопроектов о местных выборах: №№2831, 2831-1, 2831-2, 2831-3.
Первый докладчик, один из авторов законопроекта №2831 народный депутат Сергей Соболев (фракция «Батькивщина»), сразу же заявил: снимает наработку с рассмотрения в пользу альтернативного законопроекта с приставкой «3» к номеру (то есть – Князевича). Кстати, отозванный документ тимошенковцев был сильно раскритикован всеми и вся, поскольку, дескать, недемократичный и нечестный: предполагал, что партия может изменять очередность кандидатов в списке уже после проведения голосования.
Потом наступила очередь законопроекта под номером №2831-1. Докладывал автор, народный депутат Николай Федорук. Он коротко проинформировал об особенностях смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Напомним, что в его законопроекте предлагалось ввести пропорциональную систему выборов с открытыми партийными списками для категории областных центров и городов с населением более 300 тыс. человек. И – мажоритарную избирательную систему относительного большинства в одномандатных округах на выборах депутатов сельских, поселковых, городских советов. Эта инициатива ранее часто упоминалась экспертами как оптимальная для взятия за основу хорошего закона о местных выборах.
Наработку специальной рабочей группы, созданной по инициативе председателя ВРУ Владимира Гройсмана, –законопроект под номером 2831-2 – представил первый вице-спикер Андрей Парубий, отметив, что инициатива полностью соответствует идее открытых списков. И акцентировал, что авторский коллектив уже думает над его совершенствованием. Напомним, официально авторами выступили 18 народных депутатов от фракций «Блок Петра Порошенко» и «Самопомич». В соавторах – первый вице-спикер Андрей Парубий и председатель рабочей группы Александр Черненко. Но к созданию проекта присоединились также Институт избирательного права, Международный фонд избирательных систем, Комитет избирателей Украины и ОПОРА. В комментариях эксперты обращали внимание на правила проведения голосования. Одни утверждали – они слишком сложные для электората, другие – ничего подобного, украинцы справятся, ведь не менее умные, нежели жители стран Балтии или Польши, где такая система давно работает.
Что касается законопроекта с троечкой через дефис в номере, то докладчиком по нему был нардеп Вадим Денисенко. Он отметил, что в основу проекта положена так называемая «немецкая система». И – что было подано, как суперважная вещь – сохраняется действующая процедура голосования с помощью бюллетеня, в котором указаны названия местных организаций партий (блоков) и фамилия кандидата, выдвинутого соответствующей местной организацией партии (блоком) в этом округе. А избиратель имеет один голос. Ранее эту инициативу критиковали, мол, открытые списки там слишком партийные.
Следом за Денисенко доклад держал председатель Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич. Он отчитался о рассмотрении Комитетом всех четырех законопроектов и решении внести их все на рассмотрение в сессионный зал...
Потом состоялось обсуждение. Без драк. Без блокирований. Без обвинений. Но с большим количеством слов «народ», «общество», «люди ждут», «мы выполняем обещанное». Часто под любыми голосованиями с такой риторикой можно прочитать перевод: «Мы очень хотели, но так уж вышло».
Но пришло время перейти от слов к делу. Андрей Парубий, председательствующий на заседании, отметил важность принятия одного из законопроектов. Чтобы не провалить все четыре инициативы, было принято решение провести сигнальное голосование, и уже по его результатам поставить на настоящее самый рейтинговый законопроект.
Законопроект «фронтовика» Федорука набрал 88 «за», рабочей группы – 182 голоса, Попова-Денисенко – 222. Поскольку фаворитом оказалась «тройка», ее и вынесли на настоящее голосование. В итоге этот законопроект (№2831-3) получил поддержку в 271 голос, был принят за основу и отправлен в Комитет на подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре – то есть сделать это надо будет за две недели…
Финита ля комедия
Так что же предлагает самый популярный из четырех возможных законопроект о местных выборах, разработанный группой депутатов во главе с Игорем Поповым и Вадимом Денисенко (и Князевичем)? Проведение выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов по пропорциональной избирательной системе. С целью проведения выборов ВР Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа разделяется на территориальные избирательные округа, число которых равно количественному составу соответствующего совета.
Кроме того, выдвижение кандидатов предложено осуществлять местной организацией партии (блока) не более чем по два кандидата в каждом территориальном избирательном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутые в территориальных избирательных округах, включаются в единый избирательный список кандидатов от этой местной организации партии (блока) в соответствующий совет.
Предусматриваются также выборы мэров крупных городов в два тура и сокращение количества депутатов местных советов.
Закрытая открытость
Но эксперты говорят, что, хотя голоса просчитываются по результату партии, это не совсем те открытые списки, о которых мы давно говорим и которые прописаны в коалиционном соглашении.
Ольга АйвазовскаяКак пояснила АСН координатор общественной сети ОПОРА Ольга Айвазовская, проведшая целый день в парламенте и с трудом скрывающая разочарование разрешением вопроса, коалиция стала жертвой собственного популизма. Эксперт утверждает, что законопроект Руслана Князевича, поданный пятеркой нардепов, только формально имеет отношение к открытым спискам. По ее словам, обещанное влияние граждан на порядок депутатов в партийном списке прописано таким образом, что избиратель не сможет выбрать на уровне территориального округа, кто именно будет первым, вторым или третьим. Альтернативы для избирателя нет. Он не влияет прямо на порядок кандидатов в общем партийном списке, а только формально голосует якобы по рейтинговой системе.
«Партия, формируя список, будет предлагать на территориальном округе только одного представителя. Система имеет ряд признаков мажоритарной системы, но проблема в том, что часть территориальных округов останется без депутатов. Часть получит несколько депутатов. А также будут округа, от которых мандат получит не победитель на этом округе. Поскольку на первом этапе голосования избиратель поддержит определенного кандидата. А потом территориальная избирательная комиссия будет сравнивать результаты кандидатов в округе сельском и городском – сопоставлять фактические голоса», - пояснила Айвазовская.
Кроме того, Айвазовская отметила, что при подготовке ко второму чтению законопроект может быть усовершенствован, но тогда придется усложнить процесс заполнения бюллетеней.
«Можно представить, что политический компромисс будет найден. И в одном округе сможет баллотироваться хотя бы четыре кандидата, чтобы у людей была возможность выбора. Но это значит, что нужно изменить способ голосования. Против чего выступают партии, поддержавшие этот законопроект», – подытожила она.
Точка, точка – запятая
Отметим также, что многие расценили принятие за основу наработки не специальной рабочей группы как «слив».
Это четко видно на странице в «ФБ» Александра Черненко, который, благодаря всех поддержавших наработку группы, отметил: «Славная была охота».
Но, видно, Черненко также подозревают в прямой причастности к «сливу» своего же детища, о чем прямо пишут.
Александр Черненко«Если вы считаете, что 182 голоса за законопроект, решение о поддержке которого приняла только одна фракция («Самопомич»), - это слив, если вы так считаете, значит, я слил», - написал в ответ Черненко.
Как бы оправдываясь, он добавил, что в рабочую группу парламентские фракции никого не делегировали.
«Это было предложение спикера и депутатов, в группе было меньшинство. В рабочей группе над законопроектом из депутатов фактически работали, кроме меня, Елена Бойко (НФ) и Руслан Сидорович (Самопомич). Это была их личная инициатива. Игорь Попов и Вадим Денисенко, которые тоже были в группе, сразу принялись писать свой законопроект. Принятый закон однозначно лучше действующего. Мой призыв голосовать за принятый закон был обусловлен тем, что оставался актуальным сценарий неподдержки ни одного», - отметил глава рабочей группы.
Кстати, Черненко также добавил, что сценарий провала голосования за новое законодательство и проведения выборов по старым правилам все еще сохраняется.