На днях знакомая рассказала историю, которая перекликается со многими постами в социальных сетях. Мол, ей позвонила дочка и строгим голосом сказала: «Не смей оставлять машину под домом – после работы сразу в гараж!» Причина оказалась, с одной стороны, банальной, а с другой – в духе нашего времени: мол, «несколько часов назад – прямо средь бела дня – напротив подъезда какие-то уроды разбили заднее стекло в иномарке и вытащили из салона документы и пакет с вещами», и полиция выясняла с хозяином детали инцидента.
Пока женщина вернулась домой, пострадавшей машины у дома уже не было – только осколки стекла. Причем, что интересно, сказала она, это уже далеко не первый такой случай, и дворнику периодически приходится убирать битое автомобильное стекло, а водителям – по каким-то своим каналам разыскивать украденные вещи, потому как от правоохранителей, говорят они, в таких случаях толку мало: ну, задокументируют происшествие – и все.
Но грабежи – это еще не самое страшное, что грозит автовладельцам: в соцсетях буквально кричат о том, что в последнее время участились случаи угонов машин, причем не только и не столько в Киеве, а практически во всех городах Украины. Вот – одно из последних объявлений, которое буквально позавчера появилось на странице «БДД/ДТП Украина» в Facebook: «Добрый день, друзья! Пожалуйста, помогите найти любимое авто! ЛЮБАЯ полезная информация на вес золота! 13 марта, ночью, в Святошинском районе (в Новобеличах) г. Киева был угнан автомобиль «Шевроле-Авео ls» 2007 года выпуска. Цвет серебристый металлик. Из особых примет: не тонированные стекла, ряд сколов на заднем бампере, поцарапанные боковые зеркала заднего вида, диски R15, не светит одна лампочка подсветки номерного знака, незначительно отличается окраска левой задней двери и крыла».
А что же полиция, которая по долгу службы обязана приходить на помощь автовладельцам, спросите вы. Именно этим вопросом задалась и «Аналитическая служба новостей» (АСН), попытавшись разобраться, какова ситуация на самом деле и есть ли шанс у пострадавшего водителя вернуть свою машину.
«А не в доле ли ребята?»
За первые два месяца этого года, по данным столичной полиции, в Киеве зарегистрировано 357 фактов угонов автомобилей, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За это время найдено не больше трех десятков машин. Если сравнить количество угонов с аналогичным периодом прошлого года, видна неутешительная динамика роста этих преступлений: в январе-феврале 2015 года в Киеве было похищено 248 транспортных средств. Кстати, несмотря на тот факт, что по итогам года заявили о половине найденных машин, на самом деле все не так радужно. В свое оправдание правоохранители говорят о том, что уже обезвредили девять преступных группировок, которые специализируются на угонах.
Еще один пример – не из статистики правоохранителей, а из жизни: в прошлом году на проспекте Леся Курбаса (это столичный массив Борщаговка) прямо от подъезда угнали новый джип. Хозяин, распорядок дня которого злоумышленники изучили заранее, заскочил домой на полчаса – перекусить. Вышел на улицу, а внедорожника как не бывало. И крутая сигнализация не помогла. Он, понятное дело, сразу вызвал полицию. Те приехали, послушали, составили протокол – и уехали. Шло время – результатов не было. Брат пострадавшего водителя стал узнавать по своим каналам, как можно вернуть автомобиль. Спустя пару дней уже на него вышли люди, которые сказали: да не вопрос, вашу машину вернут – за 15 тысяч долларов. «Вы понимаете, – поделился с АСН владелец этого джипа на условиях анонимности, – в Киеве работают целые банды, которые прекрасно научились справляться с сигнализациями и замками. Они сначала угоняют машины, а потом – за «вознаграждение» – их возвращают. Полиция даже не чешется, посему задаешься вопросом: а не в доле ли ребята?!»
В Европе любят… грузовики
Кстати, иногда их таки ловят – недавно в Киеве задержали банду, состоявшую из четверки мужиков неславянской наружности, которые не придумали ничего лучшего, как «зарабатывать», угоняя Daewoo. Не мудрено, ведь этот «бизнес» достаточно прибыльный. Угон автомобилей считается одним из главных сегментов мирового криминального бизнеса наряду с торговлей наркотиками и оружием. Так, по данным Интерпола, каждую минуту в мире угоняют 3–6 машин, или около 3 миллионов авто в год. Совокупно мировой рынок продаж похищенных авто ежегодно достигает порядка $15-20 миллиардов. Что интересно, Европа лидирует по статистике угонов грузовиков, ежегодно недосчитываясь по утрам около 20 тысяч таких машин, причем часто вместе с ценным грузом. А в целом в странах Евросоюза пальма первенства принадлежит Великобритании, где ежегодно угоняют около полумиллиона автомобилей всех классов. Причем только в одном Лондоне это почти 70 тысяч машин общей стоимостью около $2 миллиардов. Следующая ступенька в этом «рейтинге» принадлежит Италии (300 тысяч авто). За ней следует Германия (140 тысяч) и Польша (50 тысяч).
Если кому-то еще интересно, то Россия, где ежегодно умыкают 45 тысяч машин, занимает почетное четвертое место на континенте. Но больше всего угонов регистрируется в самой автомобильной (на душу населения) стране — в США. Там, как утверждают в ФБР, ежегодно угоняется около 1,3 миллиона автомобилей на общую сумму $8 миллиардов.
Что и как угоняют
Многие украинцы, особенно те, кому не повезло столкнуться с такой бедой, как угон машины, разочарованы в правоохранителях, справедливо обвиняя их в том, что не могут ничего сделать. Но вопрос в том, не могут или не хотят? Как свидетельствуют чуть ли не показательные случаи, если хотят, то могут. Не так давно полиция провела в Киеве спецоперацию по задержанию угонщиков дорогих машин, о чем журналистам сообщила глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. У преступников, которые работали в паре, изъяли не только инструменты и оборудование для угона, но и пять дорогих иномарок, которые те просто не успели никуда «пристроить». Как оказалось, один из автоворов – бывший сотрудник спецбатальона дорожно-патрульной службы «Кобра», который функционировал при Госавтоинспекции.
Чаще всего, по статистике МВД, воруют «ВАЗы»: именно российский «Жигуль» стал самым угоняемым автомобилем прошлого года – с января по декабрь 2015-го было угнано более 2,8 тысячи таких машин. А из элитных – «Тойоты» и «Лексусы». Если быть более точными, то каждый пятый угнанный в нашей стране автомобиль — иномарка. Из них 724 автомобиля Toyota, 362 – Mercedes, 229 – BMW, 222 – Mitsubishi, 213 автомобилей Honda, 203 – Lexus и 93 Audi.
Среди моделей премиум-сегмента в прошлом году были похищены 169 автомобилей Lexus, 104 – Range Rover, 58 – BMW (Х5 и Х6), 22 – Acura, 18 – Mercedes и 8 Porsсhe. Больше всего таких иномарок было угнано в Киеве: автомобилей Lexus — 90 штук, Range Rover — 62, BMW (Х5 и Х6) — 39, Acura — 20, Mercedes — 11 и 5 Porsсhe.
Из необычных тенденций последнего времени, как говорят в полиции, тот факт, что на каждую машину находится «свой вор» – и угоняют даже очень старые «Жигуленки», которые пробегали по нашим дорогам не один десяток лет. Но если автомобили представительского класса чаще всего угоняют для продажи (по словам копов, для этого их зачастую перегоняют в Крым, Молдову и Россию, а некоторые предлагают вернуть владельцам за вознаграждение), то дешевые похищают для разборки с последующей продажей запчастей. А то, что остается, попросту сдают на металлолом.
Отыскать почти невозможно
В МВД также сообщают, что больше всего воруют транспорт в Винницкой, Волынской, Житомирской, Кировоградской и в других областях. Если оценивать статистические данные без учета горящих областей, то количество хищений автотранспорта в Украине все-таки увеличилось – на 29%: с 7807 до 10042. В распоряжение «Аналитической службы новостей» попали уникальные справки с анализом работы отдела по борьбе с незаконным завладением автомототранспортом Луганского областного главка полиции. Так вот, читаем: «В 2015 году на территории Луганской области, на подконтрольных украинской власти территориях, зарегистрировано 254 уголовных производства об угоне транспорта. 175 угонов совершено на территории, не контролируемой действующей украинской властью». Самое интересное, что из этих 254 преступлений раскрыто только 59. Лицам, совершившим угоны, сообщено о подозрении.
А вот с начала 2016 года на Луганщине зарегистрировано 41 дело об угоне транспорта. Из них 17 фактов расследуются на нашей территории, и 23 преступления были совершены на территории, захваченной сепаратистами. В луганском полицейском главке на правах полной анонимности нам также сообщили, что машины, угнанные сепаратистами, в большинстве случаев были поставлены на территорию Российской Федерации. Они проходят там многократную перерегистрацию. Найти потом их практически невозможно.
Как нам стало известно, первоначально владельцы транспорта свои заявления регистрировали в полиции «ЛНР», но утратив всякую надежду на возвращение машины, пишут повторные заявления в Главное управление Нацполиции в Луганской области. Только в этом году в информационную систему МВД Украины «Угон» уже внесено более 350 машин. Из них 297 угнано на территорию сепаратистов. Большинство транспортных средств являются иномарками, но не престижного ряда моделей. В то же время спикер Донецкой областной полиции Наталья Шиман рассказала нам, что с начала агрессии сепаратистов в этом регионе было похищено свыше 5 тысяч автомобилей. Только в прошлом году злоумышленники угнали около 1200 машин.
Чаще крадут ночью
Не утешительная ситуация с угонами автомобилей и во Львовской области. Если в позапрошлом году там было угнано 243 машины, то в прошлом – уже 265. В 2014 году, по данным ГУ Нацполиции во Львовской области – управления криминальной полиции, предоставленным на запрос АСН, нашли только 94 автомобиля, или около 38,7%. В 2015-м задержаны 9 групп злоумышленников, две из которых специализировались на краже элитных иномарок. Что же касается этого года, то только в январе на Львовщине угнали 12 машин, тогда как в январе прошлого года – 27.
Прежде всего, львовские воры отдают предпочтение автомобилям премиум-класса: «Тойотам» («Хайлендер», «Лендкрузер-200» и «Рав 4), «Лексусам» и Субару» («Форестер»). Но «нравится» им и практически вся линейка «Фольксвагенов». Не отказываются они и от «Жигулей», которые потом пускают на запчасти и металлолом. А вот престижные иномарки, говорят правоохранители, кроме продажи, идут еще и на изготовление так называемых «двойников» с аналогичными документами.
«Старые «Жигули», – поясняет АСН начальник Управления криминальной полиции ГУ НПУ во Львовской области Николай Гладюк, – воруют преимущественно ночью, ломая замки с помощью воротков и другого специального оборудования. А вот элитные иномарки, напротив, угоняют чаще днем, используя электронную аппаратуру для сканирования замков, с помощью которой открывают и заводят такой автомобиль».
Кстати, в полиции утверждают, что в большинстве случаев угоны автомобилей провоцируют сами водители, бросая своих «железных коней» на произвол судьбы. В частности, водители хранят машины во дворах многоэтажек, на стоянках у супермаркетов и в плохо освещенных местах. Более того, нередко на улице можно увидеть картину, когда водитель, оставив автомобиль незапертым, а иногда и вовсе с работающим двигателем, спешит к ближайшему киоску или магазину. Такая беспечность со стороны автовладельцев может привести как к краже ценных вещей, находящихся в транспорте, так и к угону автомобиля.
«Как свидетельствует практика, – заверяет АСН заместитель начальника ГУ Нацполиции в Винницкой области Александр Глянько, – машины угоняют с придомовых территорий, мест временного хранения возле подъездов многоквартирных домов при отсутствии физической охраны, причем как в дневное время (в 2014 году – 54 автомобиля, в прошлом – 94), так и по ночам (2014 год – 98, прошлый – уже 165)». Ситуация в Винницкой области несколько отличается от того, что фиксируют на Львовщине: самые популярные среди угоняемых машин – «Жигули» (и тоже на детали и на металлолом) и иномарки не первой свежести.
Кому по зубам автоэпидемия?
Но, как утверждает полковник Глянько, «нередко случаются факты незаконного завладения автотранспортом из числа дорогих автомобилей и машин премиум-класса, которые в дальнейшем изменяют, переделывают номерные знаки агрегатов и продают их как «двойник» оригинального автомобиля». У воров все средства хороши: если речь о тех же «Жигулях», то они подбирают ключи или ломают замки, в иномарках, чтобы забраться внутрь, бьют стекла (если машина не на сигнализации), а также сканируют замки. Кстати, на Виннитчине в прошлом году зарегистрировано 259 угонов (154 из них потом вернулись к законным владельцам), что на 107 машин больше, чем в 2014-м. Причем одну машину угнала… женщина.
Можно ли как-то защититься от эпидемии автоугонов? Советы правоохранителей стандартны: машина должна быть оснащена сигнализацией и механическими средствами охраны (блокираторами педалей и ручки коробки передач), а также, поставив машину на парковку, нужно блокировать руль, повернув его в любую сторону – до блокировки. Кроме того, лучше не оставлять автомобиль без присмотра, отдавая предпочтение охраняемым паркингам (а то, что их у нас не так и много, это уже отдельная песня). Особенно это касается ночного времени – машины, которые ночуют прямо под окнами многоэтажек, очень лакомый кусок для автоворов. Из современных заморочек – установка GPS или других систем, которые позволяют круглосуточно контролировать автомобиль в режиме реального времени и блокировать его дистанционно, если туда кто-то забрался в ваше отсутствие. Понятно, что стоят такие системы немало, но тут уж водителю самостоятельно решать, как правильно поступить.
…Но, наверное, самый важный вопрос, волнующий наших читателей, вовсе не сколько машин угоняют в Украине, а как справиться с этой автоэпидемией, которая пока что вовсе не скромными темпами только набирает обороты? Можно воспользоваться опытом той же Америки, которая наказывает автоворов достаточно жестко. Поскольку там за последние 10 лет число угнанных автомобилей удвоилось, американцы считают, что церемониться с любителями покататься на халяву не стоит: там фактически самое серьезное наказание за автомобильную кражу — 15 лет лишения свободы. У нас – от трех до пяти лет, и только в случае применения насилия — 15 лет. Но это – если найдут. Посему а) было бы неплохо каким-то удивительным образом стимулировать рвение правоохранителей в вопросах поиска украденных машин и б) реально, а не на словах или бумаге ужесточить наказание самим угонщикам.