counter

Расстрелянное детство


Просмотров: 96


Расстрелянное детство

Еще год назад под понятием «дети войны» подразумевали наших бабушек с дедушками –  людей, родившихся и подраставших в условиях Второй мировой войны. К сожалению, сегодня «дети войны» - наши с вами дети. И очень важно, осознавая, что подрастающее поколение является будущим нации, оградить их от военных и послевоенных проблем, стрессов. А таких немало.   

Сухая статистика, от которой хочется плакать

Последние данные ЮНИСЕФ указывают, что за 15 месяцев военного конфликта на Донбассе пострадали 5 миллионов украинцев, 1,7 миллиона из них – дети. Как сообщает Всемирная организация здравоохранения, по состоянию на 1 июня 2015 года на востоке Украины погибли 68 детей (четверо за время действия последнего перемирия), еще 176 были ранены. Кроме того, по данным Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, по состоянию на 3 июня 2015 года переселено 873 тысячи 816 человек, в том числе - 150 тысяч 481 ребенок (17,2%). То есть с 20 февраля 2014 года в среднем 330 детей ежедневно оставались без своего жилья.

Не радуют и цифры, касающиеся детей, которые остаются в зоне АТО. По словам руководителя программы «Сиротству - нет» Дарьи Касьяновой, на 1 мая 2015 года в зоне АТО находилось почти 500 тысяч детей: из них, в частности, 14 тысяч детей с инвалидностью, более 7 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, более 30 тысяч новорожденных, которые имеют неопределенный статус (далеко не у всех есть возможность получить свидетельство о рождении - авт.).

Ком в горле и от информации Министерства социальной политики Украины: по состоянию на 31 марта 2015 года 1086 детей потеряли родителей вследствие их участия в антитеррористической операции или ранения, полученного в зоне АТО.

С учетом этих статистических данных уже сейчас становится очевидным, что Украине не уклониться от решения проблем «детей войны». И чем скорее государство обратит серьёзное внимание на эту категорию граждан, тем лучше.

Бюрократический шлагбаум к мирной жизни

«Наиболее остро последствия войны на себе ощутили и чувствуют дети, проживающие в Донецкой и Луганской областях», - говорит директор Украинского института исследования экстремизма (УИИЭ) Олег Зарубинский. Эксперт утверждает, что многие и хотели бы покинуть злополучную зону боевых действий, но сталкиваются со множеством препятствий: сложно оформить документы, не на чем выехать, нет (недостаточно) денег на переезд.

«В ближайшее время целесообразно решить проблему с пропусками из зоны оккупации, в частности разрешить проезд многодетным семьям без оформления необходимых документов. Должны быть пересмотреть дискриминационные условия, относительно ограничений по предоставлению помощи на проживание временно перемещенным лицам из числа многодетных. Кроме того, на уровне государства должны быть установлены требования относительно первоочередного решения вопросов проживания семей, которые выезжают из зоны оккупации вместе с детьми. Также стоит учесть, что сам переезд для семей с детьми является затратным. Соответственно, было бы уместно установить государственную помощь семьям с детьми на выезд с территорий, которые не контролируются Украиной», – озвучивает свою идею Олег Зарубинский.

В УИИЭ подчеркивают, что чиновникам следует пересмотреть и источники финансирования социальных программ для переселенцев – переложить с местных бюджетов на государственный. Спросите, в чем разница? Банальный пример. Средства, которые закладывались в бюджете того или иного населенного пункта, допустим, на здравоохранение, рассчитывались исключительно из количества местных жителей. Но сегодня, получается, за счет «местных» лечение проходят и переселенцы. В итоге обе категории граждан не имеют полноценного и качественного доступа к медицинскому обслуживанию и… между ними разгорается еще и социальный конфликт.

С детьми-переселенцами после их приезда на мирную территорию должны плотно поработать психологи. «Семьи переселенцев сталкиваются с двойной травмой. Во-первых, необходимо нивелировать влияние стресса, связанного с проживанием в месте боевых действий и отъездом с насиженного места. Во-вторых, стресса, связанного с необходимостью адаптации в новых условиях», - говорится в исследовании проблем детства в Украине в условиях войны «Дети войны».

Но, стало очевидным, с оказанием полноценной психологической помощи переселенцам, как взрослым, так и детям, возникла проблема. Банально не хватает психологов. «На территориях, возвращенных под контроль Украины, пока не хватает социальных работников, занимающихся проблемами защиты прав детей и вопросами помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки», - сообщил Уполномоченный Президента по правам ребенка Николай Кулеба.

А те психологи, которые готовы оказывать помощь, имеют недостаточную квалификацию, вернее оперируют в своей работе предыдущими разработками, касающимися консультирования семей, которые столкнулись со сложными жизненными обстоятельствами. Нужны же военные психологи.

Опасные игрушки

Военный конфликт на Донбассе оставляет много следов – оружия и неразорванных снарядов, к которым, как магнитом, тянет детей. Только за последний год на минах в Донбассе подорвались более 150 детей: как минимум 42 ребенка погибли, более 109 получили ранения.

«Число убитых и раненных детей, пострадавших от мин и неразорвавшихся снарядов, значительно вырастет, если мы посчитаем тех, кто оказался на территориях, не подконтрольных правительству, – сообщил представитель ЮНИСЕФ по Центральной и Восточной Европе и СНГ Мари-Пьер Порье. - Особенно большой опасности подвергаются дети, которые могут принять взрывоопасные предметы – зачастую небольшие и ярко окрашенные – за игрушки. Люди не осознают того, какую опасность могут представлять мины и неразорвавшиеся снаряды в ходе конфликта. Поэтому вместе с партнерами мы разъясняем семьям, чего нужно опасаться и как себя защитить».

В рамках этой образовательной и просветительской программы планируется раздать детям из 500 тысяч семей листовки, буклеты и диски с соответствующими советами. Вот только международники не уточняют, как эти листовки они будут распространять на «глубоко» оккупированных территориях.

Россия переманивает лучших из лучших

Остро стоит и вопрос с получением образования на Донбассе. Очень много украинских учебных заведений оказались под контролем боевиков: 916 (из 1757) детских садиков, 936 (из 1824) школ, 114 (из 189) ПТУ, 17 (из 31) вузов. Детей в этих заведениях обучают по украинофобским программам, что потом аукнется при реинтеграции детишек после освобождения временно оккупированных территорий. К тому же, Украина не признает аттестатов и дипломов, полученных на территории так называемых «ДНР», «ЛНР» и оккупированного Крыма.

«Как показал прошлый год, «война за выпускников» будет происходить в условиях жесткой конкуренции и многих внутренних проблем нашей страны. В частности, речь идет о целенаправленной политике государства-оккупанта. Россия «бронирует» в своих вузах для крымских выпускников до 5% бюджетных мест. Закономерно, что наши выпускники подают документы туда, не имея возможности сдать ВНО и имея сомнительные шансы поступить в Украине, - рассуждает политолог Богдан Петренко. – Россия вымывает умных выпускников к себе».

По словам эксперта, если Украина заинтересована в сохранении интеллектуального генофонда нации, то она должна несколько пересмотреть свою политику относительно учащихся в Донбассе и тамошних выпускников. Да, конечно, хорошо, что на законодательном уровне прописано, что дети из оккупированных территорий могут учится дистанционно или экстерном, но для того, чтобы зарегистрироваться на тот же экстернат, ГИА или ВНО, нужно несколько раз пересечь линию военного противостояния. И сделать это нужно при отсутствии пассажирского сообщения между оккупированной территорией, в условиях безденежья и бумажной волокиты.

«Следует упростить возможность получения украинских документов об уровне образования. К примеру, проводить общеобразовательное тестирование для выпускников школ с оккупированных территорий. Оно бы включало в себя оценивание знаний по тем предметам, которые не преподаются на оккупированной территории, но одновременно могло бы стать единым экзаменом для выставления отметок в школьный аттестат и использовалось бы как баллы ВНО. Для выпускников вузов – проводить комплексный государственный экзамен», - предлагает Петренко.

В общем, как видим, для того, чтобы «дети войны» не остались один на один со своими проблемами, государству придется приложить немало усилий. И главное в этой ситуации – чтобы эти проблемы не заговаривались, а программы социальной реабилитации не писались бы годами, а потом еще месяцами утверждались-переутверждались. Иначе рискуем «детей войны» превратить в «утраченное поколение».

Елена Галаджий, АСН

Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Когда в доме появляется маленький котенок, владельцу необходимо обеспечить надлежащий уход Тогда питомец будет....
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
В современном мире заботы, хлопоты и вечная гонка за счастьем часто порождают тревожность и стресс Обрести душ....
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Чакры — это энергетические уровни развития человека Это наши внутренние центры силы, по которым протекает энер....
Как создать место силы в своей квартире
Как создать место силы в своей квартире
Дом может не только защищать нас от внешних факторов, но и придавать сил Такой уголок можно создать в каждом п....
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека Несмотря на то, что в жизни каждого из нас быв....
больше материалов
/-0,36011910438538-/ /-pc-/
Top