Верховная Рада может ограничить право военных пользоваться личными мобильными телефонами и другими устройствами во время прохождения службы в зоне АТО, а также проведения учений на полигонах. В парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины» относительно использования персональных устройств беспроводного доступа». Эта инициатива несколько взбудоражила народ. Одни увидели ущемление прав и свобод, а другие боятся, что АТОшники вообще останутся без связи.
В чем соль
Если коротко, законодатель предлагает прописать правила: когда и как можно пользоваться мобильными телефонами и прочей современной техникой. Полный запрет касается использования функции «геолокация» – определения географического местоположения пользователя.
Неправда также, что все «мобилки» будут вне закона. Телефонами, из которых можно вынуть батарею, пользоваться будет можно, но не когда вздумается, а только получив на это разрешение командира подразделения или при увольнении из расположения воинской части.
Хранить их нужно будет у командира, в выключенном виде и с извлеченной батареей. Это не просто каприз. Как объяснили АСН знающие люди, даже выключенный телефон – отличный ретранслятор не только звука, но и картинки. А чем современнее техника, тем легче в нее «залезть». На самом деле выключить телефон можно(!), только вынув из него батарею.
Полный запрет может быть установлен на использование мобильных во время несения суточного наряда, на учебных занятиях, боевом дежурстве, на марше, а также при перевозке войск. Нельзя использовать личные телефоны также может стать «при непосредственном соприкосновения с противником». Исключение – потеря штатных средств связи и управления подразделением.
Предпринимается попытка прописать создание своего рода «переговорных пунктов», предложено по возможности выделять контролируемую и охраняемую зону для звонков. Но она должна быть не менее чем в 300 метрах от края места расположения подразделения, чтобы минимизировать риски огневого поражения всего подразделения и боевой техники в месте расположения ствольной и реактивной артиллерией противника в случае определения звонка противником.
Опасная связь
В обосновании инициативы говорится: регламентация использования личных устройств беспроводного доступа к телекоммуникационным сетям (беспроводного доступа) необходима для повышения безопасности военнослужащих, поскольку военные действия в Луганской и Донецкой областях обнаружили серьезные проблемы со стороны использования устройств беспроводного доступа военнослужащими в зоне АТО.
Так, российские подразделения радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки ведут активный мониторинг радиопространства и используют данные геолокации, передающие мобильные устройства и непосредственно координаты расположения радиоизлучения же средств беспроводной связи, в качестве исходных данных для наведения систем реактивных систем залпового огня (РСЗО) и артиллерии. Есть факты использования со стороны регулярных частей ВС РФ новых военных разработок на территории Украины: систем, в частности СБОР-1М и СБРМ, позволяющих получать точные координаты наземных источников радиоизлучения, сопровождать их в зоне контроля, формировать, регистрировать и передавать такие данные на батареи РСЗО, артиллерии или авиации.
Существуют факты наведения огневых систем за излучением обычных телефонов при поиске «соты». Современные системы радиотехнической разведки РФ позволяют выявлять координаты источника радиоизлучения на дистанции до 70 км при погрешности в 400 м. При сокращении дистанции до 15 км, погрешность уменьшается до 30 м, что позволяет гарантировать поражение цели системой РСЗО. Есть все основания считать, что существенное количество случаев поражения наших подразделений, особенно на марше, могло стать результатом использования или фоновой работы устройств беспроводного доступа военнослужащими Украины.
Нет или почти да
Военнослужащие и эксперты по-разному относятся к такой регламентации. Обращают внимание – часто АТОшники вынуждены пользоваться «мобилками», планшетами и прочей техникой, поскольку других вариантов просто нет. К тому же, многие ввели табу давно, еще вначале военных действий на востоке.
Андрей Билецкий
Так, командир батальона «Азов», внефракционный народный депутат Андрей Билецкий хоть и называет правильной законодательную инициативу, но отмечает: ограничения уже есть, «Азов» ввел регламент еще в средине июня 2014 года. Билецкий, который также является зампредом Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны, сомневается в результативности запретов. «При дилетантском уровне связи в ВСУ, откровенном «сливе» информации сверху это не станет стопроцентным решением проблемы закрытости информации», – сказал он АСН.
Семен Семенченко
В свою очередь командир батальона «Донбасс», первый зампред парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат от «Самопомощи» Семен Семенченко считает, что сначала надо обеспечить военных закрытыми качественными средствами связи, а потом уже что-то запрещать. «Современных средств связи нет в достаточном количестве. И бывает, что люди вынуждены пользоваться мобильными телефонами. Также и с планшетами, на которые устанавливаются приложения, разработанные волонтерами, поскольку других устройств не придумали», – пояснил комбат-депутат.
Сергей Грабский
А вот председатель Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций», полковник запаса Сергей Грабский уверен: нам нужно поступить как в нормальных армиях, где использование указанных устройств в боевых условиях категорически запрещено. «Подобные жесткие правила пользования личными средствами сотовой связи давно действуют во всех армиях мира, ведущих боевые действия. И я бы сказал, этот законопроект еще недостаточно строгий. Например, из него выпадает целый пласт так называемых штабных офицеров, которые могут не подчиняться непосредственному начальнику на месте. Стоило бы многие нормы выписать жестче», – отметил участник миротворческих операций.
Единство силовиков
Так что же делать? Нужна эта регламентация использования личных устройств беспроводного доступа к телекоммуникационным сетям или нет? И не получится ли так, что законодатель лишит военных не просто общения, а реально устройств, необходимых по службе? Главы силовых ведомств утверждают: нужна, а проблема нехватки «закрытых» средств связи уже решается.
Валентин Наливайченко
Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко пояснил АСН, что наведение порядка в этой плоскости будет проведено грамотно и профессионально.
«Это необходимо для всех, кто принимает участие в АТО (в том числе, и журналистов). Нужно раз и навсегда отказаться от открытой мобильной связи, средств, позволяющих террористическим организациям, имеющим технику локации и перехвата, устанавливать место нахождения и применять преступным образом артиллерию, средства уничтожения. Военными же должна использоваться совершенно другая техника. Государство решит этот вопрос», – акцентировал глава СБУ.
Валерий ГелетейВ том, что гражданские средства связи военным не подходят, уверен и начальник управления Госохраны, экс-министр обороны Украины Валерий Гелетей. «Война – это цинизм. Там свои правила выживания. Нужно переходить на «цифру», зашифрованную связь. Это уже делается. Госспецсвязь устанавливает некоторые ограничения относительно тех вещей, которые я не могу вам озвучить. Но знайте, мы тоже прослушиваем телефоны, знаем, что делается у них, в их подразделениях, находящихся на передовой, знаем те проблемы. И меньше слушайте их. Там часто говорят неправду», –проинформировал Гелетей.
Степан Полторак
Министр обороны Украины Степан Полторак в этом вопросе более чем категоричен: ни в одной из стран мира нет такого, чтобы во время проведения боевых действий были мобильные телефоны. «Это самый лучший ориентир, чтобы наносить удар по нашим подразделениям», – акцентировал Полторак, добавив, что Минобороны параллельно будет продуман способ, как военнослужащим безопасно связываться со своими родными и близкими. Министр обороны акцентировал также, что АТОшники будут хорошо обеспечены качественными средствами «закрытой» связи до того, как инициатива станет законом. И сообщил, что советующие отечественные предприятия уже получили техническое задание обеспечить связь, а «Укрооборонпром» может подключить к процессу иностранных производителей.
Сергей ПинькасКстати и в «Укрооборонпроме» заверили: готовы работать, выполнить задачи в поставленные сроки. Первый заместитель гендиректора Госконцерна Сергей Пинькас рассказал АСН: «Есть много разных разработок по каналам, которые невозможно прослушать. В каких-то позициях есть экспериментальные образцы или же устройства уже находятся в эксплуатации. Наша функция – производственная. Военные выбирают, что именно, – мы выполняем заказ».
Средства на средства
Выглядит, что вопросом связи в АТО занялись серьезно. В планах не просто запреты. Властьимущие намерены не просто регламентировать гражданские коммуникации, а и решить вопрос обеспечения военных новыми и безопасными средствами.
Но! Для этого также нужны деньги. Есть? АСН попытался узнать об этом у премьер-министра Украины Арсения Яценюка во время его визита на выставку военного вооружения под Киевом. Ответ получить не удалось. Не дослушав или не услышав вопрос, Арсений Петрович сказал: «Это к спецслужбам. Все вопросы к спецслужбам»… Придется писать официальный запрос.