Как мы, украинцы, все-таки отличаемся от европейцев! Читаю в интернете: депутат и руководитель специальной комиссии по борьбе с коррупцией Артур Тальвик обвинил в «приобретении сапог (!) и наушников за государственные средства» главу департамента полиции и пограничной охраны Эстонии Эльмара Вахера. Тот, видите ли, купил в аэропорту города Таллин походные сапоги за 139,41 евро и наушники за 299 евро, рассчитавшись за обновки банковской карточкой департамента полиции. А в Эстонии подобные покупки даже глава департамента полиции должен осуществлять только через тендер.
Как думаете, чем закончился этот скандал? Эльмара Вахера не только наказали, но и заставили написать заявление, чтобы из его ближайшей зарплаты вычли потраченные на сапоги и наушники 438,41 евро. Я более чем уверен, что отныне чиновник лучше босиком будет ходить с инспекторской проверкой по границе, чем попытается еще что-то купить себе за государственные деньги.
Поэтому нет ни в Эстонии, ни в других странах Балтии коррупционных скандалов. И мой однокурсник, который вернулся недавно из Финляндии (а это практически та же Эстония), объяснил почему: «На финском телевидении вовсе нет криминальных программ. Местные журналисты объясняют это следующими причинами. Во-первых, финны считают тягу к роскоши пережитком средневековья: ходить на золотой унитаз может только дегенерат. Во-вторых, обогащаться за счет других соотечественников означает ненавидеть свой народ (а так делают уроды). В-третьих, самым тяжелым преступлением в Финляндии считается проматывание бюджетных - народных! - денег. Потому что собственным детям и внукам придется ездить по местным дорогам и учиться в местных школах. Жители Суоми уверены, что вор - это всегда трус, поскольку живет в постоянном страхе. И, наконец, финны никогда не стремятся устроить на «теплое место» свое чадо. Так делают только глупые родители, потому что к успеху ребенок должен прийти самостоятельно через образование, настойчивость, трудолюбие!»
Своя рука владыка
Обеими руками «за»! Но до такого благополучия государства и высокой сознательности украинских граждан я, наверное, не доживу. Потому что разумных финнов нет в нашем руководстве. Поэтому коррупция заедает страну, словно саранча. И о ней вслух не говорит разве что глухонемой. Но за совершенные преступления, еще и на высших ступенях власти, никого не привлекают к уголовной ответственности. Более того, ловкие дельцы после лобовых аргументированных обвинений в коррупции продолжают занимать высокие должности.
Примеры? Посмотрите в интернете! По публикациям журналистов, общественных активистов следственные органы давно уже могли бы открыть десятки уголовных дел. Даже Национальное антикоррупционное бюро Украины не может уже не реагировать на сигналы от народа. НАБУ, например, расследует сейчас дело главы Национального банка Валерии Гонтаревой. Глава НБУ, как отмечают правоохранители, всегда занималась больше не финансовым достатком страны, а благосостоянием собственной семьи. Так, злоупотребляя служебным положением, она информировала родных о состоянии дел в ПАО «Дельта Банк». Когда в том начались проблемы, Гонтаревы «успели своевременно» снять денежные средства в размере около 12,5 миллиона гривен с депозитных счетов банка, тогда когда вкладчики этого финансового учреждения часами выстаивали в очередях у касс, чтобы получить хотя бы по 100 гривен в день.
Более того, Валерия Гонтарева, по словам детективов НАБУ, имела общий бизнес с владельцем ПАО «Дельта Банк» Николаем Лагуном: при участии этих двух «банкиров» была проведена львиная доля операций по торговле облигациями внутреннего государственного займа. И покупали их Гонтарева-Лагун по одной цене, а продавали по другой: разумеется, дороже.
В Финляндии или Эстонии на госпожу Гонтареву за такие шахер-махеры уже давно бы надели наручники, а у нас она продолжает руководить главным финансовым учреждением страны, улыбается, еще и учит, как нужно жить. Не потому ли в прессе сегодня высказываются опасения, что это дело «по дороге может рассыпаться», не дойдя до суда?
Компенсация за снесенный отель
Ведь разве не такие же ловкие дельцы работают в наших правоохранительных органах, судах? Министр внутренних дел Арсен Аваков, например, за время пребывания на посту главы МВД смог вернуть себе и своей семье почти все бизнес-активы, которые отобрала у него команда Виктора Януковича. До 2010 года, как можно прочитать в открытых источниках, господин Аваков владел энергетическими компаниями, недвижимостью, банком, сетью супермаркетов, Салтовским хлебозаводом и некоторыми другими активами, которые в 2011 году оценили в 283 миллиона долларов. Когда власть захватили донецкие, Арсену Авакову пришлось бежать в Италию. Но и там он не нуждался, имея собственный бизнес.
Волны всенародного возмущения Революции достоинства вынесли ловкого бизнесмена на улицу Академика Богомольца, 10. Тут, в Министерстве внутренних дел Украины, он использовал свой шанс сполна: пока украинские патриоты проливали и проливают кровь на донбасских фронтах, господин Аваков смог получить денежную компенсацию даже за снесенный уже в Харькове свой бывший отель «Киевский».
Как вам?! Управляй себе правоохранителями из «Фейсбука» и капиталы наращивай! И самое обидное в этой ситуации то, что положить конец обогащению подобных дельцов, разворовыванию государства вообще, по сути, некому: власть никак не реагирует на обличительные статьи в прессе, публичные выступления и заявления борцов за справедливость. Об этом, кстати, открыто говорят и на Западе: представитель немецкого Фонда имени Эберта Штефан Мойзер, объяснил DW, как в Германии воспринимают деятельность украинского правительства и почему не видят прогресса Украины в борьбе с коррупцией. «Экономические показатели, уровень минимальной заработной платы и безработицы, - сказал господин Мойзер, - свидетельствуют, что ситуация в Украине не улучшается. Для Запада это четкий сигнал, что ни президент, ни правительство не слишком заинтересованы в борьбе с коррупцией, и генеральный прокурор такой заинтересованности не проявил. Думаю, сейчас мало кто верит, что борьба с коррупцией в Украине движется в правильном направлении».
Декларируй - не декларируй...
Недовольство у Европы вызывают также популистские речи партийных вожаков с депутатскими мандатами, которые не стоят и ломаного гроша. Потому что за ними стоят основном интересы той или иной партии. Совсем свежий, как говорится, пример: в конце прошлого года Верховная Рада в рамках «безвизовой либерализации» с ЕС приняла очередной антикоррупционный закон, который предполагал с 2016 года «электронное декларирование доходов чиновников». Но уже через неделю с легкой руки заместителя главы депутатской группы «Воля народа» Андрея Деркача в бюджете-2016 появилась маленькая правка, которая позволяла декларантам отсрочить как минимум до 2017 года свои «имущественные отчеты».
Разразился скандал, потому что даже школьнику стало ясно, что депутаты не хотят, чтобы обычные украинцы знали прежде всего об их состоянии, а также о доходах членов их семей. Поэтому, дабы погасить огонь, парламент вынужден был исправлять «электронную ситуацию». Тем более что глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский пригрозил, что Евросоюз откажет Украине в безвизовом режиме, если скандальную правку Андрея Деркача (за этой фамилией, убежден, скрывается полпарламента) Верховная Рада не отменит.
И вот 16 февраля депутаты приняли новый «электронный» закон №3755 с некоторыми правками. На этот раз инициативу на себя взял нардеп Вадим Денисенко из Блока Петра Порошенко: с голоса (чего делать нельзя) он внес ряд правок, среди которых одной из главных была та, что наказание за предоставление заведомо ложных показаний в декларации откладывается до... 1 января 2017 года. Но и это не все: депутаты решили, что не обязательно вносить в декларацию данные о ценном имуществе, подарках, расходах, не превышающих 150 минимальных зарплат (в предыдущем законе - 50 минималок). То есть о покупке до 200 тысяч гривен кому бы то ни было знать не следует.
«Забыть» декларанту можно было и о членах семьи, взаимоотношения с которыми не носят семейного характера (то есть они не проживают с ним, не связаны с ним общим бытом): это родители, состоящие в браке дети, имеющие своих уже детей, даже совершеннолетних. На стареньких или молоденьких таким образом можно теперь переписать все: от квартиры на Печерске до яхты на побережье теплого моря.
А вы долги «гасите»...
Одним словом, «своих» депутаты выгородят всегда, а вот простой люд своими законами можно дожать до ручки. Недавно, например, министр социальной политики Павел Розенко заявил, что треть (а это почти 200 тысяч человек!!!) всех матерей-одиночек, получающих пособие на детей, вскоре останутся без этих выплат. А Министерство финансов «порадовало» соотечественников новой глобальной проверкой всех пенсионеров и получателей субсидий. Их чиновники «проаудитят», чтобы, как пояснила министр финансов Наталья Яресько, найти «мертвых душ» и тех украинцев, которые скрывают свои доходы.
Нетрудно теперь представить, через какое унижение придется пройти сотням тысяч мало защищенных наших граждан, предоставлением субсидий которым так бахвалилась власть перед страной и миром. Неужели этот аудит нельзя было провести «до», а не «после» назначение субсидии? Кроме того, последняя выдается на год, но ее размер пересчитывается каждые полгода. И если за «субсидируемый период» вы осуществили, например, покупку или оплатили услугу стоимостью от 50 тысяч гривен, в помощи вам могут отказать. При этом чиновникам будет все равно, пошли эти деньги, скажем, на онкологическую операцию близкого родственника субсиданта или на поездку за границу.
Больно становится от такого бесправия и несправедливости в нашей стране. Одним тут принадлежит все (и они будут защищать его под себя писаными законами), а другие имеют право лишь на бедность и вымирание. Хотя нет, у простых украинцев сегодня есть еще и обязанность «гасить» государственные долги, которых нахватались наши высокие мужи. Аналитики организации Case Ukraine подсчитали, что каждый украинец по внешнему долгу должен международным кредиторам уже 94,2 тысячи гривен. По сравнению с прошлым годом этот долг вырос на 33 тысячи гривен. Между тем в стране сокращаются социальные выплаты, льготы, дорожают товары, услуги, повышаются цены на коммунальные услуги, растет безработица.