Кто кого победил в кадровых боях в Верховной Раде? И что это было на самом деле: измена или победа? Понять трудно. Но можно. И до утра, когда страсти и эмоции улягутся, а усталость от многочасового трэша пройдет, каждый будет пытаться обосновать, что победил именно он или его фаворит. Сейчас же и волки сыты, и овцы целы. Но надолго ли?
Коса на косу
Аншлаг на пленарном заседании ВР во вторник 16 февраля 2016 года был гарантирован заранее. Ему предшествовала нешуточная информационная кампания с приоткрытием сюжетной линии. Обещали спецэффекты и трэш: переполненные списки желающих инициировать отставку Арсения Яценюка, последний бой Премьера за должность, углубление политического кризиса в Украине до уровня «Полная перезагрузка власти», то есть досрочных перевыборов и парламента, и президента.
Разумеется, желающих увидеть все своими глазами оказалось немало. В гардеробах не хватало места, в буфете - продуктов. Зато утром топ-темой было разве что изменение прически Юлии Тимошенко, которая вместо привычной «корзины» примерила образ «блондинки с длинными волосами», что вызвало немало насмешек. Чаще всего звучало: «Она расплела волосы – жди беды».
Сама Тимошенко, политическая сила которой заявила, что за отставку правительства, «с головой погрузившегося в коррупцию», умело позировала на камеры – прекрасно зная, что именно она сейчас звезда сессионного зала, поскольку смена «лика» часто интереснее рассмотрения законопроектов в рамках выполнения плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины или отчета Кабинета министров о ходе и результатах выполнения Программы деятельности правительства.
Вода в ступе
В кулуарах было живо, но бесполезно. Парламентарии раздавали заготовленные полярные комментарии, касающиеся в основном критики или поддержки Яценюка и гадания, что же там с подписями то ли за недоверие, то ли за отставку КМУ. «Тяжеловесы», которые действительно знают реальное положение дел, либо не светились в кулуарах, либо передвигались там чрезвычайно быстро. Так, например, представитель Президента в ВР Степан Кубив, вежливо поздоровавшись, быстро покинул зону доступа СМИ.
Рядовые депутаты от разных фракций, включая БПП, в частных разговорах признавались, что пока ничего не известно. И развязку следует ждать ближе к вечеру. Хотя были и такие «осведомленные», кто пытался упорно сделать «сливы», например, о том, что Яценюка 100% отставят уже сегодня, что все решено. Мол, даже члены «НФ» уже определились, кто из них перейдет к «порошенковцам», кто вольется в группу Саакашвили, а кто будет дружить с «тимошенковцами». Или что Игорь Кононенко уже к вечеру расстанется с депутатским мандатом. Озвучивались и другие фантазии. Но, к счастью, не все СМИ бросались на них, как голодный пес на кость.
VIP-акценты
Зато вопрос КМУ все время откладывался. Официальная причина – необходимость проголосовать ряд важных евроинтеграционных «безвизовых» законов. Впоследствии – нехватка времени на рассмотрение правительственного вопроса по полной процедуре. Но так как у ВР припарковалось очень много черных элитных автомобилей, нарастало подозрение, что решено еще не все, и продолжаются консультации с участием сильных мира сего. Но судьбу КМУ пообещали решить на вечернем заседании, интригуя триллером.
Как тревожная музыка перед страшной сценой прозвучало заявление Президента Порошенко, его призыв не только к Яценюку, но и близкому к нему самому Генпрокурору Виктору Шокину (которого 15 февраля Касько обвинил в кумовстве и коррупции, подав в отставку, на что получил согласие Запада). «Яценюка слили», – зашептались в Раде.
Далее вся страна, и не только она, наблюдала за более, чем четырехчасовой экзекуцией правительства. Сначала Яценюк рассказывал о победах и изменах, затем представители 16-ти парламентских комитетов аргументировали свои позиции по смертной казни или помилованию чиновников. Потом присоединились и представители фракций и групп. Поэтому когда дело наконец дошло до процедуры волеизъявления парламентариев, все были измучены и больше всего хотели разойтись по домам. Но интрига держалась. На фоне критики КМУ отставка или выражение недоверия выглядели слишком мелким наказанием. Было ясно и то, что программу действий правительства не утвердят, поскольку это означало бы не просто утвердить перечень планов и обещаний, а гарантировать КМУ год, свободный от инициации его отставки, что прописано в законе. Так и произошло.
Finita la commedia
Так вот, обещанного увольнения Яценюка и Ко тоже не произошло: «за» всего 194 голоса при необходимых 226-ти. Это не только означает, что Арсений Петрович с министрами остались при должностях, но и гарантировало им чистое спокойствие до сентября. Поскольку законодатель, прописывая механизм, который бы защищал от непрерывного шантажа правительства отставками, предусмотрел правило: повторное инициирование этого вопроса может рассматриваться не ранее, чем на следующей очередной сессии Рады (ч. 2 ст. 87 Конституции Ураины), а она будет в сентябре 2016 года.
Что смогли сделать, так это поставить команде Яценюка твердую двойку. Но признание работы правительства неудовлетворительной не влечет за собой никаких правовых последствий. Если простым языком: двойку поставить – поставили, но в табель она не пойдет и из школы за нее не выгонят. Поэтому хотя многие ожидали от 16 февраля триллера и падения голов, получили мы затяжное «мыло». Теперь, говорят знающие люди, получим его продолжение под названием «отставка Шокина» – по такому же сценарию, как и увольнение Яценюка.
За кадром
Казалось бы, что все дешево разыграли, чтобы угодить разгневанному Западу, который требует выхода из политических ссор, прекращения кумовства и реальной коррупции, угрожая при этом перекрыть финансирование. Но сделали это так, чтобы все отечественные игроки остались при своих интересах и еще и лицо сохранили. Видимо, это тоже есть. Но интересно еще одно обстоятельство: перед началом осуждения министров Рада стремительно проголосовала за скандальный законопроект № 3700. Он вводит своего рода императивный мандат и позволяет «чистить» партийные списки после выборов.
Эту инициативу уже назвали законом о партийном рабстве, хотя официально утверждается, что он должен дать возможность избавляться от «паршивых овец», которые предали партию, и никаких подтекстов нету. Но за красивой оберткой скрывается опасная тенденция. Ведь партийные боссы смогут по своему усмотрению избавляться неугодных и непослушных.
Но едва ли не больше всего его принятие требовалось именно президентской команде: если закон начнет действовать, фракция Блока Петра Порошенко сможет разблокировать движение своих депутатов-списочников, которых сейчас не может рекомендовать на должности в различных органах власти, так как следующим от БПП в Раду зайдет не просто чужой, а «адвокат Коломойского» – Андрей Богдан.
Конец или начало
Эта ситуативная победа порошенковцев сомнительна. Похоже, что решая один мелкий бизнес-конфликт, команда Порошенко в целом все же проиграла. В частности, Яценюк остался премьером, несмотря на все комментарии, обращения и прогнозы. К сентябрю он и его «Народный фронт», конечно, может полностью самоуничтожиться – на это есть 50-процентная гарантия. Остальные 50% можно отдать на их усиление (при условии правильно выстроенной стратегии).
В чем же выиграли мы все, так это в том, что досрочные парламентские выборы не состоятся из-за отсутствия правительства или выхода «Народного фронта» из коалиции. Правда, пока не известно, как дальше будут действовать «Батькивщина» и «Самопомощь», которые на шпагате – члены коалиции с оппозиционной риторикой и популистскими действиями. Скучать они никому точно не дадут. Но хочется верить, что поймут: политическая турбулентность простым людям давно в печенках сидит.