О децентрализации в нашей стране говорят давно, однако дело сдвинулось с мертвой точки только сейчас. И вот отдельные направления этой самостоятельности едва не во всех областях заставили людей схватиться за голову. Прежде всего речь о ситуации, в которой оказались с началом 2016-го учреждения профтехобразования. Причина проста — их финансирование передали на местный уровень, а вот выделить на это деньги «забыли», поэтому эти заведения оказались на краю финансовой пропасти.
Когда на местах немного пришли в себя, сразу же поднялась волна, которая вылилась январским пикетированием Кабмина. В итоге деньги, чтобы не загубить систему ПТО в целом, на 2016 год нашли — парламентом внесены изменения в закон о госбюджете на этот год в части финансирования профтехобразования, и на его нужды из Стабилизационного фонда выделено 998 млн гривен. Но все больше экспертов склоняются к мнению, что эту систему, чтобы она действительно приносила реальную пользу украинскому обществу и готовила высококлассных специалистов, одними только деньгами не спасти. Необходимо серьезное реформирование, направленное на коренное изменение самой системы профтехобразования.
География проблемы
В январе ситуация выглядела примерно так. «Из-за прихоти мукачевского горсовета сотрудники мукачевских профессионально-технических заведений не получили зарплату, а ученики стипендию», — можно прочитать на официальном сайте главы Закарпатской области Геннадия Москаля. Речь идет о трех ПТУ, а это — 1904 ученика и 486 сотрудников. «При этом 72 ребенка, которые являются круглыми сиротами, не обеспечиваются гарантированным государством трехразовым питанием (фактически их кормит руководство учебных заведений из своего кармана), а в самых ПТУ не идет оплата за энергоносители, что ставит под угрозу отключение тепла и света, — говорится далее в сообщении. — В целом на Закарпатье 16 профессионально-технических учебных заведений, из них девять — в городах областного подчинения: Ужгороде, Мукачеве, Хусте и Берегово». Однако проблемы начались только в Мукачеве.
Далее — Львовская область. Хотя руководитель департамента финансов Львовской ОГА Олег Демкив назвал областной бюджет-2016 сбалансированным, главные проблемы этой сметы — нехватка субвенции из госбюджета на профессионально-техническое образование, перевозку льготников и льготные услуги связи. По его словам, в бюджете Львовской области заложено 99 млн гривен, а это — только половина годовой потребности.
Те же проблемы — и на Житомирщине. Правда, в решение острого вопроса сразу же включился глава облгосадминистрации Сергей Машковский, подписав распоряжение о финансировании ПТУ области. А параллельно — направил письма в Кабмин и Минобразования с просьбой решить проблему на уровне страны. А Черниговская область — от областного профсоюза образования — одновременно обратилась к нардепам, пытаясь на пальцах объяснить народным избранникам, что происходит с профтехобразованием. Не лучше ситуация и в других областях (без финансирования остались полсотни училищ), поэтому провели Всеукраинское совещание, где обсудили проблемы и риски дальнейшего функционирования системы профессионально-технического образования.
Люди в основном отмечали, что многие города не имеют средств на содержание профессионально-технических учебных заведений, поэтому и решили отказать им в финансировании. А, согласно действующему закону о Госбюджете, с 1 января 2016 года расходы на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических заведениях и других учебных заведениях, расположенных в городах областного значения, планируются в соответствующих бюджетах городов областного значения, а на других территориях — в соответствующих областных бюджетах и бюджете города Киева. Часть городских и областных советов, как та же Львовщина, выделила только от 10 до 50% прошлогодних объемов финансирования. Однако многие горсоветы отказываются финансировать подготовку профессий, которые не нужны местной экономике, но востребованы на национальном рынке труда.
А чтобы справиться с проблемой, убеждена председатель Комитета по вопросам образования и науки Лилия Гриневич, «мы должны передать финансирование профессионально-технических заведений в городах областного подчинения на уровень областных бюджетов — там больше финансовых возможностей. При этом должны предоставить для дофинансирования профессионально-технического образования субвенции государственного бюджета на получение среднего образования и подготовку рабочих кадров. Ведь следует учесть, что ученики в ПТУ получают общее среднее образование, а значит — на это должна предоставляться образовательная субвенция как и в общеобразовательных школах. Кроме того, стоит, по крайней мере частично, поддержать финансирование профессиональной подготовки соответствующей субвенцией, особенно в части остродефицитных, необходимых для страны профессий».
Деньги дали!
А чтобы в Киеве все-таки услышали, представители системы профтехобразования вышли на пикет под стены Кабмина. Что интересно, в профильном министерстве протестующих поддержали. По словам заместителя министра образования и науки Павла Хобзея, требования справедливы. Однако, подчеркнул чиновник, «нельзя передавать финансирование ПТО на города областного значения. Наша позиция, которая отвечает концепции децентрализации, — профессиональное образование должно финансироваться на областном уровне». И при этом Павел Хобзей отметил, что «законодатели, когда принимали бюджет, не дали ни одного ресурса, то есть финансирование ПТО должно было осуществляться из собственных доходов города. Безусловно, часть городов не имеет такого ресурса, поэтому отказалась финансировать эту образовательную отрасль. А это значит, что нет ни зарплат, ни стипендий, ни питания».
Но проблема еще и в том, что, как отмечает директор департамента профессионально-технического образования МОН Вячеслав Супрун, «сегодня мало кто говорит о том, что значительная часть учащихся ПТУ — это дети из малообеспеченных семей, сироты, которые требуют соответствующей финансовой помощи. Поэтому мы не хотели, чтобы эти полномочия были переданы на местный уровень. Так как питание, проезд и т.д. лягут бременем на местном бюджете». Так, в 2014 году финансирование системы ПТУ происходило за счет средств межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным, в 2015 году — через государственную субвенцию на подготовку рабочих кадров. А финансирование в 2016 году из местного бюджета, по мнению экспертов, неизбежно приведет к сокращению таких заведений и лишению значительной части детей возможности получить необходимую квалификацию и, как следствие, будет способствовать росту молодежной безработицы.
Кстати, об этом говорили еще в прошлом году, когда от Минфина поступили предложения поступить именно так. А нынешняя непростая ситуация сложилась еще и потому, что мы до сих пор имеем фактически унаследованную от Союза систему профтехобразования. Во времена СССР ее создавали таким образом, чтобы она обеспечивала потребности всей страны. При независимой Украине ее где-то, возможно, немного «подрихтовали», но в целом она практически не изменилась. Поэтому до сих пор есть немало случаев, когда профессионально-техническое заведение, например, в той же Винницкой области готовит кадры, которые предприятиям области не нужны. Именно поэтому и возникли коллизии, когда на местах еще и не хотят искать деньги — потому что не нужны им такие специалисты!
«Под угрозой не просто система подготовки квалифицированных рабочих, а судьбы десятков тысяч людей, — отметила на днях Лилия Гриневич. — В системе профессионально-технического образования Украины — 795 заведений, учатся 174 тысячи учеников. Треть из них — из малообеспеченных семей, сироты и т.п. Не имеем права отнимать у них будущее, сделав заложниками безалаберности бюрократов. Систему профтехобразования надо спасать немедленно». К счастью, депутаты тех, кто пытался любой ценой сохранить эту систему, все-таки услышали — и деньги на этот год нашли. Вне всяких сомнений, это очень хорошо. Однако не все так просто, как нам бы хотелось.
О реформе — ни слова!
Чтобы понять, что к чему, стоит внимательно прочитать посты в «Фейсбуке» на личной странице Игоря Ликарчука, который за свою образовательную карьеру успел поработать и директором школы, и директором профтехучилища, в свое время руководил образовательной отраслью столичной области, поэтому хорошо знает как систему профтехобразования, так и ее сильные и слабые стороны. «Нардепы в Верховной Раде обсуждали проект закона о возвращении к практике финансирования ПТУ из государственного бюджета, — пишет Игорь Леонидович 4 февраля. — И представители коалиции, и представители оппозиции, и другие так лихо рассказывали, что это нужно сделать. Это ж надо так: месяц назад голосовали за то, чтобы передать финансирование ПТУ на местные бюджеты, а сейчас наоборот. А самым обидным является то, что ни один выступающий не сказал, что систему ПТУ надо реформировать. Немедленно! Что большие и маленькие руководители, которые виноваты в доведении ее до такого состояния, должны немедленно быть уволены или уйти в отставку. Что, сохраняя принцип финансирования системы (не профессиональной подготовки рабочих кадров!) из госбюджета, мы фактически консервируем ее совковое прошлое, которое не имеет будущего. Что надо прекратить процесс школяризации ПТУ, который начался в конце 80-х годов прошлого века и продолжается до сих пор. Что нужно ликвидировать максимально централизованную и бюрократическую систему управления профтехобразованием, отпустив их в самостоятельное плавание в конкурентной среде... что нужно немедленно вывести профтехобразование из подчинения МОН, исправив ошибку компартийных вождей прошлого века».
По мнению Игоря Ликарчука, неправильным является и то, что эту систему превратили в нишу для обездоленных, инвалидов, сирот и т.д. «Кто виноват в том, что больные, обездоленные, инвалиды идут учиться в заведение потому, что там будет тарелка бесплатного супа, котлета и кусок хлеба? — переспрашивает эксперт. — Почему никто из тех, кто принимает решения, не подумал, что средства на котлеты и суп преимущественно уплачиваются из средств на профессиональную подготовку. Как и расходы на изучение общеобразовательных предметов... И сколько денег в итоге остается на собственно профессиональную подготовку? Почему расходы на социальную поддержку и питание должны осуществляться за счет средств на профессиональную подготовку, а не за счет расходов на социальную защиту? Если бы так было, то, возможно, имели мы больше в ПТУ инструментов, нового оборудования и техники. Но, очевидно, будущее этой системы не интересует никого. Решение принято, деньги придут, их проедят и в конце года начнется новая эпопея за сохранение этой нормы в бюджете-2017...»
Что интересно, система профтехобразования — не наша выдумка, она прекрасно работает в других странах. Но в Германии, например, профилирование идет с пятого класса. «Те, кто хорошо учатся, поступают в гимназии, кто хуже — в реальную школу, — отмечает коллега-журналист тоже в соцсети. — В этой стране самая низкая в Европе молодежная безработица и много довольных жизнью строителей, слесарей и парикмахеров. Потому что никто в школе не говорит им, что не знать идеально грамматику или астрономию — путь неудачника». А у нас, отмечают специалисты, говорят, что «финансировать ПТУ из госбюджета нужно потому, что там учатся обездоленные и неудачники. А не потому, что стране нужны счастливые строители и слесари... Более того, ежегодно наши ПТУ выпускают сотни тысяч строителей, слесарей и парикмахеров. Где они? Дело в том, что нынешние профессиональные учебные заведения давно превратилась в учреждения социального обеспечения. Обучать профессии не на чем, нечем, не за что».
Во Франции, Германии, Англии, Китае и других странах давно поняли значение профтехобразования для развития экономического потенциала государства. Но этого не могут понять в независимой Украине уже 25 лет (!). Как следствие, «сегодняшняя система профтехобразования — преимущественно слишком жалкое явление», утверждает эксперт в области образования. За небольшим исключением, благодаря почти героическому труду нескольких десятков директоров ПТУ. К сожалению, преодоление этой плачевности по совковым принципу продолжают видеть в том, что будет сохранено финансирование этих учреждений из государственного бюджета. Вредная для профтехобразования идея, очевидность которой станет понятна через 2-3 года.
Среднее и старшее поколение еще хорошо помнит, как когда-то в советской школе учителя пугали ленивых учеников, мол, не хочешь хорошо учиться — пойдешь в ПТУ. А не будет ли так и в постсоветской Украине, когда, реализуя идею профильной школы, появится сеть профессиональных лицеев? Потому что «планируется, что будут профильные школы с академическим уклоном (подготовка к поступлению в вуз) и профессиональные лицеи, где наряду со средним образованием будут получать рабочие профессии, — напоминает И. Ликарчук. — Очевидно, кто-то думает, что нельзя, скажем, стать высококлассным каменщиком, не изучив все правила грамматики, иностранного языка, астрономии и еще 15 предметов, предусмотренных учебным планом. Не превратятся ли такие профессиональные лицеи в учреждения для бедных и больных детей, а также тех, о ком не могут или не хотят беспокоиться родители? Не будут ли эти заведения своеобразным тупиком для своих выпускников в контексте продолжения ими получения высшего образования? Будет ли адекватным общее среднее образование, полученное в них, тому, которое будут предоставлять академические профильные школе? Чтобы выпускники профессиональных лицеев могли на равных конкурировать со сверстниками из академических школ во время вступительного в университеты ВНО?»
Что и говорить, вопросов много. И многие из них пока без ответов. Что касается реформы, то независимое экспертное мнение — вывести систему ПТУ из-под опеки Министерства образования и науки. Ведь именно решение передать эту систему в подчинение Минобразования, вспоминают педагоги старшего возраста (а это произошло в 1989 году), фактически можно считать началом ее уничтожения. Ни один из предыдущих министров образования уже в независимой Украине так и не стал системе профтехобразования заботливым отцом. Если ничего не менять, то, как мудро отметил Игорь Ликарчук, очень быстро наступит время, когда учителя на этапе завершения основной школы будут говорить: «Не хотел хорошо учиться — пойдешь в профессиональный лицей».