Наказать виновных в Иловайской трагедии сегодня, 1 февраля, под Администрацией Президента требовали военные, прошедшие котел в августе 2014 года.
Акция – мирная. Никто захватывать госучреждения и не собирался. Блокаду АП участники акции называют скорее символической. Но при этом предупреждают: военные, выжившие в Иловайске, – сила, которая будет требовать объективного расследования и привлечения к ответственности виновных.
«Постепенно, конечно, внимание рассеивается. Уже после этого было Дебальцево, после этого многие считают, что война уже закончилась, — говорит командир «Донбасса» и народный депутат Семен Семенченко. — И на это рассчитывают организаторы этой затяжки в расследовании, что внимание людей будет отвлечено».
Напомним, 18 августа 2014 года украинские войска захватили большую часть города Иловайск в Донецкой области. После введения регулярных российских войск 23-24 августа они оказались в окружении. 29 августа президент России Путин обратился к боевикам с просьбой сделать гуманитарный коридор для отхода войск. Но когда 30 августа силы АТО стали выходить из Иловайска, по ним открыли огонь. Министерство обороны сказало о 108 погибших. По данным военной прокуратуры, в Иловайском котле погибли 366 военных. Сами военные, преимущественно добровольцы, говорят о тысячах погибших и раненных.
«Военный прокурор Матиос сообщил, что невоенными потерями — у нас 1000 солдат. Всего, Президент сказал, погибли 2260 солдат. Отнимите. Получается 1200 – боевые потери. Из них больше половины — за пять дней Иловайского котла, — говорит командир штурмовой группы батальона «Донбасс» Тарас Костанчук. — Ни один военный эксперт сегодня не может объяснить, что произошло в Иловайске. Есть много объяснений тому, что произошло в Дебальцево, на Саур-Могиле. Там хоть какие-то есть, условно говоря, оправдания, потому что это были боевые операции, которые имели в себе какие-то цели, и что-то они там добились, были как плюсы, так и минусы. По Иловайску ни один человек, даже американский военный эксперт, у которого брали интервью на прошлой неделе, ни одного слова не сказал. Потому что нет ни объяснения, ни оправдания. И мы не дадим забыть».
«Мы знаем, кто виноват в том, что погибли наши лучшие солдаты, бойцы, — продолжает Костанчук. Практически все, кто там погиб, были добровольцами. И поэтому мы будем отслеживать ход расследования. Всего в Иловайске погибло около тысячи наших побратимов. Сотни добровольцев, которые нигде не были зарегистрированы. И поэтому о них нет официальных данных. И если руководству страны безразлично, почему это случилось, то нам нет».
Среди фамилий возможных виновных – начальник генштаба Муженко, экс-министр обороны Гелетей, Литвин. Военные говорят, что две недели назад они обратились в АП с требованиями провести объективное расследование. Сегодня пришли спросить, каковы результаты.
«Наше требование – передать дело по Иловайску в суд, — говорит командир штурмовой группы батальона «Донбасс». — Второе – на время расследования отстранить тех, кто потом, возможно, будет обвиняемым и будет осужден как военный преступник. Конкретные фамилии – руководитель генерального штаба Муженко, бывший министр обороны Гелетей, заместитель руководителя генерального штаба Назаров, командующий сектором «Д» Петр Литвин, который оголил границу и убежал. Это мы точно знаем, потому что мы там были, мы выходили с ними на связь. А они говорили, не паникуйте. А у них там был парад. А чтобы освободить нам дорогу, они против нескольких тысяч российских войск бросили батальонную роту, количеством 150 человек, большая половина которых погибла».