Затянувшийся военный конфликт на востоке Украины рождает новые тенденции. Маркетологи пустили «войну» на поток. Посредством стиля милитари в одежде, аксессуарах, канцелярии и даже милитари-упаковок продуктов, «война» проникает в мирную жизнь, укореняется. Почему оно так? Чем грозит? Разбиралась журналистка АСН.
Тон задают дизайнеры и политики
Если говорить откровенно, то милитари-стиль в одежде, камуфлированные принты – не новшество в сфере модной индустрии. Дизайнеры уже десятки лет эксплуатируют военный стиль. Но в последний год он весьма актуализировался.
Дома моды Balmain, Balenciaga, Lanvin, Alexander Wang, AF Vandevorst, Saint Laurent еще прошлой осенью – зимой насытили свои коллекции военной тематикой. Весной 2015 года этот тренд подхватили американские дизайнеры – Michael Kors, Marc Jacobs, Ralph Lauren. Состоятельные модницы размели камуфлированные сумочки, туфли-лодочки и «офицерские» пиджаки.
Попытались быть в тренде и молодые украинские дизайнеры – Sasha Kanevski, Anna K, Ksenia Schnaider. В их коллекциях на ряду с «патриотичностю» - сине-желтыми флагами и тризубами, присутствует армейская тематика.
Весьма активно популяризируют милитари-стиль звезды шоу-бизнеса и отечественные политики. С десяток народных депутатов приходят на работу в Верховную Раду исключительно в камуфляже и берцах: Михаил Гаврилюк, Семен Семенченко, Сергей Мельничук, Игорь Лапин, Евгений Дейдей и другие. Женщины-парламентарии ставку делают на «военные» аксессуары – сумки, броши, бусы.
На сегодняшний день, пожалуй, не найдешь ни одного депутата, который бы в соцсетях не похвастался своими фотографиями, где он (она) в военной форме (камуфляже, берцах, шлеме, бронежилете, – авт.), не сфотографировался на фоне АТО-местности.
Конфликт на почве моды
Иногда милитари-мода провоцирует серьезные, хоть и не публичные, размолвки между соратниками по коалиции. Приведем, один из нескольких примеров.
Уполномоченный Президента по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях, народный депутат Ирина Геращенко в апреле начала активно критиковать коллег-комбатов за военный дресс-код.
«Интересно, а если бы модели, которые, например, стали депутатами (всякое бывает в жизни), по старой привычке ходили бы на заседания в купальниках? Или космонавт Каденюк – когда был депутатом – в скафандре, чтобы все помнили, что он космонавт. Или шахтеры – в касках, экс-медики – в бахилах. Это я о парнях в камуфляже. При всем уважении, нужно определиться: либо в камуфляже в АТО, или в костюме – в Верховной Раде. Извините за снобизм», – разразилась критическим постом в социальной сети «Фейсбук» Ирина Геращенко.
Эта критика Геращенко больно ранила отдельных комбатов. Они затаили обиду.
Игорь Лапин«Нельзя спекулировать на таких вещах. Ира ведь знает, что для меня и некоторых моих коллег камуфляж – это не желание быть в тренде, а стиль жизни. Что мы в любую минуту можем отправиться на восток», – сказал АСН комбат-народный депутат Игорь Лапин.
Но еще больше конфликт по линии Геращенко – комбаты усугубился в начале мая, когда депутат похвасталась приобретением дизайнерских милитари-вещей: сумкой и «лодочками» от Michael Kors.
«В тренде. Комбаты обзавидуются, у них точно таких нет. Нужно брать, – написала в «Фейсбук» Геращенко и дополнила свой пост фотографией дизайнерской сумки и туфель с камуфляжным принтом. – Комбаты, не обижайтесь, родненькие, это я любя. Могу даже дать поносить. Сумка очень удобная, все помещается».
С обновками Ирина Геращенко пока в парламент появится не рискнула.
Общество без агрессии
Новый виток военного стиля в сфере мировой моды, по мнению политтехнолога-маркетолога Дениса Богуша, не связан с военными действиями на востоке Украины.Денис Богуш
«Милитари-стиль в коллекциях некоторых мировых дизайнеров – это отголоски масштабной информационной кампании, которую вели США в период войны в Ираке. Донбасская война здесь ни причем, – говорит Богуш. – Наши политики и известные публичные личности слишком скрупулезно «шерстят» коллекции мировых дизайнеров и выискивают такие вещички. Не стоит этого делать».
Юрий КалашниковТакое же мнение разделяет и психолог Юрий Калашников. Он утверждает, что вносить дополнительную агрессивность в и без того «наэлектризованное» общество, не нужно.
«Популярность милитари-стиля можно расценивать как желание отдельных личностей, компаний, обратить внимание на войну, которая охватила восток страны. Или же, как некий протест, проявление патриотизма, знак солидарности – мол, те, кто в тылу, поддерживает «воюющих», – рассуждает эксперт. – Но стоит ли дополнительно вносить в мирную жизнь нотки «военной агрессии» посредством миллитари-стиля? Не думаю. Как психолог, считаю, что больше пользы будет, когда в такой напряженной ситуации люди отойдут от военной тематики и будут отдавать предпочтение не хакки, а ярким цветам».
Опрошенные АСН эксперты сходятся во мнении, если у людей есть желание популяризовать Украину, обратить внимание на проблемы воюющего востока страны, то лучше акценты делать на «патриотичном» стиле, например, вышиванки. Они убеждены, что в массы нужно нести идею мирной, цветущей, преуспевающей Украины, а не агрессивность. И ни в коем случае нельзя спекулировать на теме войны, устраивая «битвы» у кого лучше принт-камуфлях на сумке, костюме, обуви, ежедневнике. Ведь для кого-то милитари – это только мода, фарс, а для кого-то – искалеченные жизни, боль утраты.