Уже в начале июня 2015 года страна может получить новую прокуратуру. Это станет возможным, если народные депутаты во втором чтении примут изменения в закон «О прокуратуре». Но примут ли? В первом чтении документ шел очень туго, впоследствии 265 голосов «за» набрал. Слишком много в нем дискуссионных моментов, хотя на первый взгляд, выражаясь словами заместителя Генпрокурора Давида Сакварелидзе, изменения в прокурорский закон — революционные.
Не количеством, а качеством
Леонид ЕмецВ частности, планируется существенно сократить прокурорских служащих — с 20-ти до 10 тысяч человек. Соавтор законопроекта, первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия, Леонид Емец рассказал АСН, что хотелось бы провести более серьезное кадровое сокращение, но пока получается только в два раза. Он уточнил также, что ограничат количество заместителей руководителей региональной и местной прокуратуры: «Если на то есть объективная необходимость, могут иметь до трех заместителей, не более. Количество заместителей руководителя местной прокуратуры ограничивается двумя».
По словам Леонида Емца, если эти правила вступят в силу — можно будет набрать в прокуратуру профессионалов, людей, которые хотят и могут работать. «Этот документ позволит запустить прозрачные механизмы конкурсов работников прокуратуры. Возможно, не такие прозрачные, как мы планировали, но достаточные, чтобы говорить о возможности качественно изменить состав прокуратуры», — рассказал Леонид Емец.
Он уточнил, что для прокуроров планируют ввести тестирование, в местные прокуратуры будут набирать только тех, кто хорошо сдал экзамен. Новички же будут допущены к тестированию после года успешной стажировки.
Без общего надзора и следствия
Планируется также существенно перекроить функции прокуратуры, убрать «функции, не свойственные прокуратуре».
«Следствие должно перейти к создающемуся Государственному бюро расследований. Наконец-то окончательно и бесповоротно у прокуроров будет забран общий надзор. Они (прокуроры, — авт.) не будут совершать надзор за соблюдением законов всеми субъектами права и применять меры по недопущению правонарушений», — рассказал первый заместитель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Игорь Мосийчук.
Парламентарий говорит, что такое понятие, как общий надзор, вообще исчезнет из лексикона украинской юриспруденции. «Органы местного самоуправления на своих территориях самостоятельно будут решать эти вопросы, — заявил Игорь Мосийчук и добавил. — Прокуратура будет представлять государственное обвинение в судах, осуществлять контроль над заявлениями, которые попадают под их компетенцию, в частности по вопросам госбезопасности».
И Емец, и Мосийчук планируют, что ко второму чтению и принятию в целом законопроект будет готов уже через пару недель. Но этот оптимизм может оказаться беспочвенным. Среди политиков нет единого мнения, как сделать прокуратуру независимым и действенным органом. Наоборот, говорят, что предполагаемые законодательные изменения могут накинуть ошейник на прокуроров, в частности представителей создаваемой специальной антикоррупционной прокуратуры.
Марионетки и кукловоды
Есть мнение, что марионетками рискуют стать именно антикоррупционные прокуроры. Причина — механизм подбора кадров.
Егор Соболев«В этом законопроекте нам предлагается сделать огромный шаг назад, шаг, который может положить конец всем надеждам на работу Национального антикоррупционного бюро Украины. Он предусматривает избрание антикоррупционного прокурора под диктовку нынешнего Генерального прокурора», — уверен глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предупреждения и противодействия коррупции Егор Соболев.
Без лишних эмоций суть проблемы пояснил глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, четко указав на то, что корень зла кроется в условиях формирования конкурсной комиссии по избранию главы Антикоррупционной прокуратуры. Ее, оказывается, могут сформировать из людей, далеких от непредвзятости и близких к Президенту.
«Конкурсную комиссию хотят создавать по квотному принципу. Пять своих представителей делегирует туда Генеральный прокурор, которого назначает Президент, еще пять — избирает парламент. А какая самая большая фракция в парламенте?» — разъяснил Шабунин.
Блоки Генпрокурора
Есть и другие опасения. Например, что будущую потенциальную преданность Генерального прокурора предполагается поощрить усложнением процедуры парламентского контроля над его деятельностью.
Андрей Кожемякин
Глава Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин обратил внимание на то, что законопроект предусматривает заменить норму о ежегодном отчете Генпрокурора в парламенте более «удобным» вариантом. А именно: руководитель Генпрокуратуры лично не менее одного раза в год информирует Верховную Раду о деятельности органов прокуратуры, предоставляя обобщенные статистические и аналитические данные. Понятно, что отчет и информирование — вещи совершенно разные. «Такая законодательная инициатива сужает уровень парламентского контроля над деятельностью прокуратуры», — утверждает Кожемякин.
Претензии к инициативе по формированию прокуратуры есть и у главных экспертов парламента. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины указывает еще на один изъян, касающийся процедуры увольнения Генерального прокурора. Депутатам предлагают узаконить такое положение: увольнение Генерального прокурора Украины Президентом или прекращение его полномочий вследствие выражения недоверия Верховной Радой Украины осуществляется после получения Президентом или Верховной Радой Украины от Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров вывода относительно выполнения Генеральным прокурором Украины профессиональных обязанностей.
«На наш взгляд, это положение беспочвенно ограничивает конституционные права Президента Украины и Верховной Рады Украины, поскольку ставит их право увольнять Генерального прокурора (выражать ему недоверие) в зависимость от принятия или непринятия определенного решения Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров», — сказано в экспертном заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины.
Темные перспективы
Неужели тупик? Институт прокуратуры останется прежним? В парламентских кулуарах обсуждают два сценария развития событий.
Сведущие депутаты предупреждают: либо внеся в законодательство о прокуратуре вышеперечисленные скандальные нормы и зная, что в таком виде инициатива не получит поддержки в сессионном зале, власти пытаются максимально отсрочить реформирование прокуратуры, оставив все, как есть. Либо же — есть намерения, якобы проводя реформу, на самом деле максимально приручить прокуратуру, сделать ее полностью подконтрольной Президенту и приближенным к нему людям. И оба эти варианты далеки от реальной реформы, обещанной не только украинцам, но и мировому сообществу.