Консалтинговое агентство MPP Consulting, предоставляющее аналитические бизнес-услуги, составило топ-50 самых дорогих отечественных брендов по итогам 2023 года. Речь идет именно о стоимости бренда — материальная составляющая в расчет не принималась.
Первое место у логистической компании «Новая почта», сделавшей в последние годы внушительный рывок. С недавних пор бренд стал узнаваемым и в Европе. Торговая марка, по подсчетам специалистов MPP Consulting, стоит порядка $192 млн. Остальные места в топ-5 распределились так:
ритейлер национального масштаба АТБ, ранее неоднократно возглавлявший подобные рейтинги, — $185 млн;
государственный «Приватбанк» — $155 млн;
онлайн-ритейлер ROZETKA — $144 млн;
оператор сотовой связи «Киевстар» — $86 млн.
Совокупная стоимость брендов из топ-50 составила $2.4 млрд. Наибольшее представительство в списке — у компаний, специализирующихся на производстве продуктов питания (мясопереработка, кондитерка, молочка, соки), их в рейтинге 15. Из них четыре бренда принадлежат производителям подсолнечного масла. В то же время каждый пятый бренд — ритейлер.
Всего агентство оценивало 100 брендов, половина из которых и попала в ежегодный рейтинг, составляемый, в том числе, и с разбивкой по рыночным специализациям.
Здесь со значительным отрывом впереди АТБ и ROZETKA, за ними расположились Сильпо и Эпицентр с примерно одинаковыми показателями, на пятом месте Комфи.
Тройка лидеров выглядит так:
Рошен;
Наша Ряба;
Олейна.
На 4–6 местах — торговые марки Яготинське, Корона, Щедро.
Здесь лидируют водочные бренды Хортица, Немиров, Хлебный Дар. На 4 месте Наш Сік, далее следуют пивные марки Чернігівське и Бердичівське. Кстати, украинцы имеют возможность купить Хлебный Дар и другую продукцию из этой категории по выгодным ценам в популярном маркете Маудау.
Лидер — Приватбанк, второе-третье места разделили приватные финучреждения Монобанк и ПУМБ.
Лидируют два монополиста на рынке операторов сотовой связи, Киевстар и Lifecell, а третье место досталось компании Мегого.
Оценка стоимости рассчитывалась по формуле, представляющей собой произведение 4 коэффициентов (технологического, инвестиционного, географического и конкурентного). Принимался во внимание и композитный финансовый показатель, предоставленный компаниями или рассчитанный исходя из общих рыночных показателей отрасли. Эксперты полагают, что на формирование узнаваемого бренда требуется 3–5 лет. Динамика здесь — весомый фактор, и не исключено, что в следующем рейтинге будет много новых имен, включая маркет интересных штук Маудау и другие торговые марки, становящиеся известными. Будет достаточно интересно выполнить сравнительный анализ.