18 апреля по новому церковному календарю (1 мая по старому) православные верующие вспоминают преподобного Иоанна Солунского и святителя Косму.
История святого Иоанна и его борьба с иконоборчеством отражает значимость, которую иконы имели для христианской веры того времени. Родившись в конце VIII века, Иоанн стал учеником преподобного Григория Декаполита и принял иноческий постриг в Солунском монастыре.
В период гонений на христиан, проводимых императором Львом Армянином, Иоанн, вместе с Григорием Декаполитом и Иосифом Песнописцем, отправился в Константинополь. Там они столкнулись с иконоборческой ересью, которая отвергала почитание икон и преследовала тех, кто придерживался этой практики. Несмотря на преследования, они в течение нескольких лет проповедовали почитание икон и боролись за сохранение святых образов.
После смерти Григория Декаполита в 820 году Иоанн продолжал свою борьбу, однако вскоре и сам умер. Иосиф Песнописец перенес их мощи в церковь святителя Николая Чудотворца, которую сам же и построил. Это событие подчеркивает важность их деятельности и призывает к уважению к их памяти.
Святитель Косма, живший в IX веке, отличался решимостью защищать христианскую веру от иконоборцев, которые преследовали христиан и требовали удаления из храмов святых икон. Молодой Косма вступил в монашеское братство и принял иноческий постриг. Со временем его рукоположили в сан епископа Халкидонского.
Когда император Лев Армянин издал указ об удалении икон из храмов, святитель Косма не подчинился этому указу, отстаивая почитание святых образов. За это он был изгнан с кафедры и отправлен в ссылку. Позже император попытался вернуть епископа, надеясь на его согласие с иконоборческой политикой, но Косма отказался изменить свои убеждения.
Вместе со своим помощником, преподобным Авксентием, святитель Косма продолжал отстаивать почитание икон, несмотря на гонения и преследования. Однако постоянные напряженные обстоятельства сильно подорвали здоровье епископа, и он скончался в 816 году. Его жизнь и деяния служат примером верности принципам христианской веры и борьбе за святыню икон.
Праздник 18 апреля по старому стилю - день памяти мучеников Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними.
18 апреля по народному календарю - Федулов день, Федул-ветреник, Федора-ветреница.
Считалось, что именно с этого дня начинают дуть теплые весенние ветры. Верили, что вместе с ними прилетают сверчки и расселяются по огородам. А наши предки выставляли зимние оконные рамы.
В старину верили, что окно человека связывает с Богом, миром духов, стихиями и небесными светилами. Чтобы в дом через окно не проникла нечистая сила, на рамах мелом или углем чертили кресты, или втыкали в них сломанные иглы.
Окна связывали с миром предков. После смерти человека и во время поминок за окно вывешивали полотенце, чтобы по нему душа могла спуститься или подняться к поминальному столу. На подоконник ставили плошку с водой, чтобы душа покойного могла омыться перед тем, как улетать из дому.
В окно нельзя было плевать, бросать мусор, выливать помои, потому что там стоял ангел Господень. Нищие, как люди лишенные счастья и тем самым отмеченные Господом, подаяния всегда просили под окнами: крестьяне их воспринимали как посланников с небес.
На Федула обязательно открывали окна и заговаривали избу от нечистой силы, гнилых ветров и переполоха. Переполох - это испуг и болезнь от него.
Около дня Федула у лосей рождаются рыжие лосята, пробуждаются божьи коровки, начинают летать бабочки-крапивницы, птицы вьют гнезд, зацветает мать-и-мачеха.
18 апреля нельзя предаваться сексуальным забавам, злоупотреблять алкогольными напитками и устраивать веселье.
Под запретом любая тяжелая физическая работа и рукоделие.
Нельзя находиться в доме с грязными окнами. Вымойте их хорошенько, тогда сохраните благоприятную атмосферу в своем жилище и избавитесь от темных сил, прячущихся по углам.