Российские военные верфи, находящиеся под международными санкциями, получают детали из европейских стран с помощью фирм из Хорватии и Италии, выяснила Российская служба ВВС.
Эти верфи строят, в частности, корабли для российского военного флота, некоторые из которых были замечены в войне с Украиной.
В декабре 2023 года президент России Владимир Путин прибыл на "Северную верфь" в Санкт-Петербурге, чтобы поднять флаг на трех новых кораблях флота. Среди прочих на воду спускали малый ракетный корабль "Наро-Фоминск".
Путин тогда заявил, что корабли такого типа ранее "наносили удары по позициям боевиков в Сирии" из акватории Каспийского моря, а сейчас бьют крылатыми ракетами по Украине.
Отметил он и коллектив Зеленодольской верфи в Татарстане. Этот завод – не самая большая в России верфь, но он является частью российского военно-промышленного комплекса и строит в том числе военные корабли.
Среди продукции военного назначения, указанной в онлайн-каталоге завода, патрульные корабли проекта №22160.
Один из них — тот самый "Сергей Котов", который в марте утопили украинские безэкипажные катера. Правда, физически "Котов" построили на заводе в Керчи, но проект разрабатывали на Зеленодольском заводе и там его разместили. /1462"> считают своей продукцией.
Именно Зеленодольский завод (здесь и далее – по таможенным данным с базы Import Genius) в 2017 году закупил для "Котова" втулки для болтов и устройство для впрыска забортной воды (это часть системы охлаждения двигателя) у нидерландского производителя Discom.< /p>
Еще один корабль, полностью построенный на Зеленодольском заводе, — ракетный катер на воздушной подушке "Самум". Он также участвует в войне с Украиной, был атакован и поврежден у берегов Крыма в середине сентября 2023 года, но не затонул.
На этих военных кораблях используются детали, сделанные в ЕС - несмотря на санкции, наложенные на Зеленодольскую верфь в марте 2019 года.
Тогда Управление по контролю за иностранными активами Минфина США внесло верфь в список санкций в связи с "неоправданной атакой на украинские корабли в Керченском проливе" 25 ноября 2018 года, когда украинские корабли, переходившие из Одессы в Мариуполь, силой захватили российские войска.
Еще раньше, в 2014 году, с верфью отказался сотрудничать
Эти корабли входят в состав Каспийской флотилии, Балтийского и Черноморского флотов. В декабре 2023 года корабль "Наро-Фоминск" этого проекта спускали на воду в присутствии Владимира Путина.
Но завод все же нашел решение, и поставки деталей продолжались в 2020 и в 2021 годах — просто не напрямую, а через схемы с посредниками, например, по заказу предприятия "Морские пропульсивные системы".
Эта компания производит, среди прочего, собственные двигатели для судов и кораблей, а также занимается поставкой оборудования из-за границы. О сотрудничестве компании с ВМФ в России неоднократно писали в открытых источниках
. х.
Так в апреле 2019 года в Ленинградскую область приехал груз от зарегистрированной в Латвии Marine systems SIA. Компания привезла оборудование от датских, немецких и нидерландских производителей для установки на ракетных кораблях проекта "Буян-М".
После начала полномасштабного вторжения в Украину верфь практически сразу попала под санкции ЕС — в марте 2022 года.
Но завод продолжил закупать оборудование у Евросоюза и США. Это стало возможным благодаря поставкам через фирмы-посредники, некоторыми из которых подсанкционная верфь владеет совместно с партнерами из Евросоюза.
Сами производители оборудования часто не имеют данных, являющихся конечным получателем товара, и не всегда могут убедиться, что оборудование не попадет на подсанкционные предприятия.