Первая в истории прямая атака Ирана на его главного врага — Израиль — была успешно отражена. Израильские власти, еще полгода назад оказавшиеся уязвимыми для нападения ХАМАС, смогли при поддержке союзников сбить сотни дронов, баллистических и крылатых ракет от гораздо более серьезного противника.
Атака Ирана на Израиль в субботу, 13 апреля, является ответным действием на авиаудар по консульству Исламской республики в Дамаске, которое произошло первого апреля. В этой атаке Иран обвинил Израиль. Израильские власти традиционно не комментируют свое участие в таких операциях.
О том, что Иран будет наносить удар в ответ обсуждалось на протяжении последних нескольких дней.
В воскресенье более 300 беспилотных летательных аппаратов и ракет были запущены в сторону Израиля из Ирана, а также с баз союзных группировок в Ираке, Сирии и Йемене.
99% из них были сбиты, заявили израильские и американские военные. Израилю помогали военные США, Великобритании, Франции и Иордании.
Представитель ЦАХАЛ генерал Питер Лернер уточнил, что в атаке участвовали 170 беспилотных летательных аппаратов, 30 крылатых ракет и 120 баллистических ракет. Несколько баллистических ракет попали по авиабазе Неватим на юге Израиля, но нанесенный ущерб был незначительным, и база продолжила свою работу, сообщил Лернер.
Что касается гражданского населения, на данный момент известно только о раненой девочке.
Этот налет напоминает удары российской армии убийц, насильников и мародеров по мирным городам Украины против гражданского населения. Он был массированным, с использованием различных средств, включая беспилотные летательные аппараты, крылатые и баллистические ракеты. Такой подход позволяет противовоздушной обороне иметь дело с разнообразными угрозами. Иран, будучи близким союзником фашистской россии, вероятно, изучал опыт этих ударов, а по данных некоторых СМИ практически проходил стажировку, участвуя в атаке Украины.
В самых масштабных российских ударах по Украине участвовало более 100 дронов и ракет. Например, в налете 29 декабря, по данным ВСУ, было задействовано 158 единиц, и сбить удалось только 87 ракет и 27 дронов. Массированный налет с различными средствами создал сложности для украинской ПВО, и она не смогла полностью его отразить.
В отражении атаки участвовали американские силы (по данным телекомпании CNN, эсминец с системой ПВО AEGIS сбил не менее трех баллистических ракет, множество целей уничтожили военные самолеты), израильские ВВС и наземные части ПВО. Десятки дронов были сбиты над своей территорией иорданскими ВВС.
Такой масштабный налет, превосходящий любые из российских ударов по Украине, практически полностью был отражен благодаря наличию разведданных, хорошей организации ПВО нескольких стран и большому количеству наземных и воздушных перехватчиков.
Израильские политики и комментаторы сходятся в мнении — отражение иранской атаки является значительным успехом. Этому мнению присоединяются и международные наблюдатели.
«Есть веские основания считать, что ответ Ирана был стратегической ошибкой», — написал в X корреспондент издания Economist на Ближнем Востоке Грег Карлстром. По его мнению, в последние месяцы Израиль был все более изолирован, а Иран избегал прямого вовлечения в конфликт и успешно действовал через прокси-силы в регионы, при этом сохраняя мир с арабскими странами. Однако субботняя атака изменила расклад сил — теперь Иран выглядит слабым и неэффективным.
Хотя иранская атака не нанесла серьезного урона Израилю, государственные СМИ и политики в Тегеране представили ее как жесткий ответ врагу.
«Впервые в истории иранские ракеты появились в небе над мечетью Аль-Акса в Иерусалиме, столице оккупированной Палестины», — написало государственное информагентство IRNA, опубликовав видео ракет в ночном небе над мечетью Купол Скалы.
Однако критики указывают на то, что в отличие от нападения ХАМАС 7 октября прошлого года, Иран максимально публично предупреждал о своей атаке.
Ключевым элементом провала иранского обстрела было «до смешного подробное предупреждение о ней», считает Дими Рейдер, основатель левого и оппозиционного израильского журнала +972.
«Не потому, чтобы [Иран] не хотел нанести вред Израилю. Но потому, что он очень бы хотел избежать полномасштабной войны», — написал журналист.
Однако министр обороны Израиля Йоав Галлант заявил, что противостояние с Ираном еще не окончено.
Военный кабинет Израиля обсуждает возможный ответ. Источники израильского сайта Ynet рассказали, что дилемма в том, как оценивать действия Тегерана — по намерениям или результатам.
Источники этого издания также сказали, что военный кабинет пытается разработать такой вариант удара по территории Ирана, который не приведет к эскалации, и одним из обсуждаемых вариантов является атака на атомные объекты.
Между тем, глава генерального штаба ВС Ирана, генерал Мохаммад Багери выступил с угрозой: если Израиль предпримет ответные действия, «наша следующая операция будет намного масштабнее». Он также угрожает атаковать базы США на Ближнем Востоке, если израильский ответ получит американскую поддержку.
Тем временем проходящие в Каире переговоры о прекращении огня в Газе в очередной раз зашли в тупик.
В офисе премьер-министра Израиля заявили, что представители ХАМАС отвергли план соглашения, предложенный международными посредниками — США, Египтом и Катаром.
В ХАМАС говорят, что они потребовали письменного обещания от Израиля вывести войска из Газы на втором этапе перемирия, план которого также включает освобождение захваченных 7 октября израильских заложников в обмен на палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах.