Наверное, самое важное в этом пакете — это новый подход. Теперь западные страны не просто вводят новые ограничения против секторов российской экономики, а пытаются договариваться с третьими странами — через них в Россию продолжает идти параллельный импорт и просто поставка подсанкционных товаров.
Этим третьим странам в ЕС обещают даже техническую помощь, видимо, в соблюдении ограничений. Если же сотрудничество не удастся, то страны ЕС обещают быстрый ответ против отдельных представителей этих стран. Более того, в отдельных случаях страны ЕС могут ограничить экспорт в третьи страны товаров и услуг, которые уже запрещены к экспорту в Россию, — например, оружия и военных технологий.
ЕС уже составил список из 87 компаний из России и третьих стран, которые поставляли товары в Россию. Пока неясно, кто в него вошел. В пресс-релизе упоминаются только четыре иранских производителя дронов.
При этом список запрещенных к экспорту в Россию товаров был расширен — в основном за счет электроники и различных компонентов, которые в теории могут быть использованы для производства оружия.
Страны ЕС также ограничили транзит товаров через Россию — под запрет попал транзит грузовиками с прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в России. FT писал, что в России буквально „растворились“ европейские товары на 1 млрд евро, предназначенные для других стран и доставлявшиеся через Россию транзитом.
В СМИ в целом в последние месяцы было много публикаций о том, что подсанкционные товары попадают в Россию. Как правило, это происходит через сложные цепочки посредников в третьих странах — например, в Турции. Там создаются компании, афиллированные с россиянами, а в России для такой торговли — не очень известные небольшие юрлица. Вот здесь можно подробно прочитать о том, как европейцы готовились ограничить торговлю с Россией подсанкционными товарами.
США уже несколько месяцев вводят санкции против посредников. В санкционные списки попадают целые сети компании из Европы и Азии вместе с их владельцами. Так, в списках были граждане Швейцарии и карликового Лихтенштейна.
Отдельно европейцы пытаются бороться с нелегальными поставками российской нефти. Сейчас в ЕС действует эмбарго на поставку российской нефти и нефтепродуктов по морю. Действует и потолок цен на нефть — европейским компаниям нельзя перевозить или страховать российскую нефть, если ее продают по цене выше 60 долларов за баррель.
СМИ пишут, что Россия научилась обходить эти ограничения. Например, у нее появился целый теневой флот из танкеров — в основном довольно старых. А некоторые танкеры, даже застрахованные в западных компаниях, выключали систему наблюдения прежде, чем зайти в российский порт.
У ЕС теперь появится право запретить танкерам входить в европейские порты, если их подозревают в перевозке российской нефти — особенно при выключении навигационной системы.