Гарантии непринятия Украины в состав НАТО, отказ от курса на расширение Североатлантического альянса на восток вкупе с запретом на размещение войск близ границ России, так же как и отход блока НАТО к границам 1997 года, - все это означает фактическое перечеркивание архитектуры безопасности Европы, сформировавшейся в период после завершения Холодной войны.
«Гарантии безопасности» в случае их одобрения усилят позиции России на международной арене и серьезно пошатнут статус США, НАТО и евроструктур. Поэтому становится очевидным, что подобного рода «уступки» априори маловероятны.
В случае, если стороны придут к выводу, что дипломатические усилия в этом направлении бессмысленны, возможны три военных сценария шагов России в Украине.
Очевидно, что военного ресурса, собранного Россией у границы Украины, недостаточно для логистической поддержки масштабной операции, которая могла бы охватить украинские районы за рекой Днепр. В случае реализации подобного сценария серьезно возрастет нагрузка на российский бюджет. При этом очень трудно предсказать масштабы гуманитарных последствий. Активные уличные бои в густонаселенных районах Украины также видятся маловероятным сценарием для Москвы.
Второй сценарий - захват отдельных районов, стратегически важных с логистической точки зрения. То есть речь может идти о частичной оккупации Украины - либо всего Донбасского региона Украины, либо о сухопутной зоны, соединяющей Донбасс с Крымом.
Оба сценария могут продемонстрировать решимость России перед лицом Запада и доказать четкую приверженность «красным линиям», очерченным Москвой. При этом второй сценарий сопряжен для России с «решением» проблемы водоснабжения Крыма и обеспечением полного контроля над Азовским морем.
Третий вариант развития событий наименее затратный для Москвы. Возможны авиаудары с целью нанесения максимального урона инфраструктуре Украины. Этот сценарий, по предположению его сторонников, приведет к росту противоречий в украинском обществе, распространению атмосферы паники и безысходности. При этом Москва даст понять Западу, что то, что происходит в Украине, – «лишь начало», и тем самым усилить позиции на дипломатическом фронте.
Вместе с тем стоит признать что последствия любого из трех сценариев в полной мере предугадать невозможно.
Российские политики будут вынуждены максимально полно проанализировать политические и экономические «потери» от действий в Украине.
Стоит признать, что сегодня накал противостояния достиг такого уровня, при котором любой отказ Москвы от своих требований сопряжен с серьезным ударом для имиджа России.
На фоне безуспешности усилий по достижению консенсуса между РФ и Западом контуры войны становятся более ясными. Учитывая опыт 2008 года в Грузии и 2014 года в Украине, вероятность нового «российского вторжения» вполне реальна.