Беларуский телеграм-канал Nexta Live, один из серии каналов Nexta, основатель которого был арестован в Минске 23 мая в результате принудительной посадки самолета компании Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс, написали развернутый прогноз, чем грозит авиабойкот Беларуси. Ведь в результате многие авиакомпании отказались направлять свои самолеты транзитом через территорию Республики Беларусь, а некоторые самолеты государственной компании Белавиа уже сегодня не смогли вылететь из страны.
Минский центр управления воздушным движением обслуживает 980 компаний из 100 стран мира. 83% — это транзитный поток, 17% — с посадками в Беларуси. Больше всех используют воздушное пространство республики компании России — около 30%.
Из-за прекращения полётов в воздушном пространстве Беларуси пострадает национальный провайдер аэронавигационных услуг — госпредприятие «Белаэронавигация». До пандемии его диспетчеры обслуживали около 300 тыс. полётов в год. Последние годы этот показатель рос из-за желания авиакомпаний облетать восток Украины после трагедии с самолетом Malaysia Airlines, который был сбит ракетой над Донецкой областью.
По оценке экспертов, «Белаэронавигация» до пандемии могла зарабатывать до $50–70 млн ежегодно. Из-за пандемии плотность движения упала на 80%. После запрета авиасообщения показатель снизится ещё сильнее.
В сети уже появился документ, который показывает перспективы Belavia: сокращение расходов, численности работников, простой в некоторых подразделениях и отпуска. Авиакомпании-монополисту, чей парк состоит из 31 самолёта, включая современные Boeing 737 MAX и Embraer E195-E2, грозит банкротство. Последние несколько лет значительная доля её прибыли приходилась на транзитные перелёты между Россией и Украиной.
Даже во время пандемии рейсы Belavia оставались единственной возможностью для европейцев летать между странами Европы. Несмотря на коронавирусные ограничения, авиакомпания полностью не прекращала полёты. Однако прошлый год Belavia всё равно закрыла с убытками — минус 92 млн. белорусских рублей.
Введение запретов может быть распространено и на запрет полётов транспортных авиакомпаний — «РубиСтар», Rada Airlines, «Генекс» и «Трансавиаэкспорт». При этом они перевозят не только белорусские грузы, но и грузы других стран.
Самая крупная из этих компаний — государственный «Трансавиаэкпорт». Его выручка за 2020 год составила 71,1 млн рублей, а чистая прибыль — 4,3 млн руб.