Киевский дедушка Аскольд ежемесячно (вот уже больше года) приносит в Центр помощи переселенцам на улице Фроловской, что на Подоле, 100 гривен. Таким образом скромно одетый пенсионер помогает тем украинцам, которые из-за войны на Донбассе и аннексии Крыма вынуждены были покинуть свои дома. Сотня с пенсии для старика значит немало. И даря ее совершенно незнакомым людям, дедушка Аскольд лишает себя определенных благ. Это — поступок, поскольку за 100 гривен многие пожилые люди умудряются сейчас неделю питаться.
В то же время у нас есть другие граждане, которые, обладая солидным состоянием, не помогают нуждающимся, а обирают их. Например, меня недавно очень возмутила информация о 181 парламентарии, получившем в третьем квартале 2015 года (июль — сентябрь) компенсацию из государственного бюджета за проживание в Киеве. Ни много ни мало — по 42 тысячи гривен (проживание народного депутата в однокомнатном номере в отеле в центре столицы обходится государству (вернее нам — налогоплательщикам) в 14 тысяч гривен ежемесячно)! В списке «бедных» парламентариев увидел немало тех, у кого, как говорится, из ушей лезет.
Имели бы совесть наши народные избранники претендовать на «квартирные», учитывая свое отношение к работе в парламенте. Весь мир смеется над полупустым сессионным залом Верховной Рады, в котором Владимир Гройсман по нескольку раз «просит» депутатов вернуться на свои места из коридоров и буфетов. Потому что для принятия необходимых для страны законов чуть ли не на каждом заседании именно поэтому не хватает голосов. Если бы так работали заводы и фабрики (в сентябре 2015 года, судя по графику работы парламента, размещенному на официальном сайте Верховной Рады, народные избранники всего 8 дней «давили на кнопки» в сессионном зале), то государство давно вылетело бы в трубу. А парламентарии без зазрения совести собираются до конца 2015 года обобрать своих соотечественников почти на 26 миллионов «квартирных» гривен.
Среди них 68 депутатов из Блока Петра Порошенко, 44 — из «Народного фронта», 15 — из «Самопомощи», 14 — из Оппозиционного блока, 6 — из Радикальной партии Олега Ляшко, 4 — из фракции «Батькивщина», 14 — внефракционных депутатов , 9 — от группы «Партия возрождения» и 6 — из группы «Воля народа». Нуждающимся считает себя, например, бывший регионал, а ныне — оппоблоковец Александр Вилкул. Наверное, бывшему вице-премьеру в правительстве Виктора Януковича не хватало денег на предвыборную кампанию в Днепропетровске, если он не побрезговал «гостиничными».
Таким же «нищим» притворился и Аркадий Корнацкий, получивший в прошлом году (согласно собственноручно заполненной декларации, размещенной на сайте Верховной Рады) 44 миллиона 463 тысяч 628 гривен доходов, а члены его семьи — еще полтора миллиона гривен. Господин Корнацкий (Блок Петра Порошенко) задекларировал также 9 земельных участков, 5 жилых домов, 2 квартиры (еще в мае 2013 года Аркадий Корнацкий заявил журналистам Мустафе Найему и Оксане Коваленко из «Украинской правды», что владеет собственной квартирой в Киеве), 5 наименований другой недвижимости, автомобиль Mercedes 2011 года выпуска. Члены семьи народного депутата тоже не ходят пешком — у них имеется 7 автомобилей.
Вероятно, за красивые глаза дали компенсацию за проживание в гостинице и депутату от Радикальной партии Олега Ляшко Алене Кошелевой. Эту действительно красивую женщину пресса не обделяет вниманием. Поэтому вся Украина знает, что ее отец — директор Харьковского ликеро-водочного завода, основателем которого является ООО «Олимп», а мать руководила сбором акциза с водки в Харьковской области. Сама же госпожа Алена до депутатства работала администратором ресторана Ciro's Pomodoro. По информации СМИ, Алена Владимировна — «самый загадочный» депутат: согласно ее официальной биографии, она безработная. Однако на первое заседание Верховной Рады пришла с охранниками в дорогой шубе и с золотым IPhone, поразив всех своим гардеробом в несколько тысяч долларов. В прессе сообщалось также, что госпожу Кошелеву видели, как она возвращалась после работы не в отель, где проживают бедные иногородние депутаты, а в элитную шестиэтажку в центре столицы, в которой аренда двухкомнатной квартиры в среднем стоит 30 тысяч гривен. Жители дома утверждали, что депутат частенько ставит на парковке у подъезда свой бордовый Mercedes, цена которого стартует от 60 тысяч долларов.
Получили немалые «гостиничные» и первый заместитель спикера Верховной Рады Андрей Парубий («Народный фронт»), представитель Президента в парламенте, экс-глава Нацбанка Украины Степан Кубив (БПП), бывший генеральный директор ООО «Группа компаний Vitagro» Сергей Лабазюк, бывший регионал, а сейчас «народоволец», закарпатский авторитет Михаил Ланьо. Последний, кстати, является членом Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Но на работу «авторитет» ходит изредка: на сайте парламента указано, что в течение июля-сентября Михаил Ланьо всего 5 раз подал письменную регистрацию на участие в заседаниях ВР, а 17 раз вовсе не зарегистрировался по неизвестным причинам. Вместе с господином Лабазюком Михаил Ланьо 16 января 2014 года голосовал за «диктаторские законы», существенно ограничивавшие права граждан и свободу слова. Но об этом почему-то все забыли. Как и о том, что, по информации Движения «Честно», Михаил Ланьо в парламенте — абсолютный рекордсмен по количеству помощников народного депутата: он содержит 28 человек.
В конце концов не могу обойти вниманием нуждающихся иногородних депутатов: совладельца компании «Перша приватна броварня» Романа Мацолу, житомирского бизнесмена Борислава Розенблата, владельца ФК «Заря» Евгения Геллера, братьев Михаила и Дмитрия Добкиных, основателя корпорации UBG Руслана Демчака, тернопольского миллионера Николая Люшняка. Последний — тоже интересный депутат: по данным тернопольских журналистов, он владеет собственным домом на 415 квадратных метров, а семья — еще тремя жилыми домами. Совокупный доход господина Люшняка и членов семьи (жена, три дочери и сын) составил в 2014-м более 3,5 миллиона гривен.
Вызывает удивление, как могли получить компенсацию за аренду жилья председатели Тернопольской и Черниговской областных государственных администраций Степан Барна и Валерий Кулич, депутатские полномочия которых парламент прекратил досрочно в мае 2015 года. Также с «гостиничными» деньгами попрощались и с Верховной Радой исполняющий обязанности президента — генерального конструктора ГП «Антонов» Михаил Гвоздев (в сентябре) и Дмитрий Шлемко (в июне).
И напоследок: народные депутаты — один из не самых бедных слоев населения, который пользуется не слишком заслуженными (как по мне) благами государства. Почему, например, имея должностной оклад 6109 гривен (большинство украинцев о таком могут только мечтать), парламентарий получает 12218 гривен в качестве фонда оплаты труда помощников-консультантов депутата, независимо от количества оных? Почему ему ежемесячно также компенсируют сумму (почти должностной оклад), связанную с «осуществлением депутатом своих полномочий», стоимость проезда на всех видах транспорта по Украине? Кроме того, государство платит депутату за научную степень, звание «заслуженный». Как большинство парламентариев получают эти звания, знают их избиратели. А тут — еще и «квартирные»! За последние в Киеве можно жить не в гостиничном номере, а в квартире на Печерских холмах, где аренда жилья стоит 12 тысяч гривен.
Очевидно, не все в порядке у наших народных избранников с совестью...