В Украине разворачиваются настоящие военные действия между разводящимися родителями за их детей. Виной тому - несовершенное законодательство, которое не решает, где ребенок живет до постановления суда об опеке, что делать, если ребенок не хочет видеть кого-то из родителей, а тот родитель настаивает на встречах, что делать, если один родитель считает, что другой - опасен для него и ребенка или если один из родителей попросту вывез ребенка в неизвестном направлении и тд.
Самая главная причина конфликтов - нервные родители, пребывающие в состоянии развода, крайне редко настроены на диалог и то, что могло бы решиться путем спокойных переговоров, перерастает в судебные тяжбы и разбирательства.
Исчезновение экс-участницы группы «ВИА ГРА» Дарьи Медовой
О проблеме заговорили с новой силой после того, как публике стала известна история с исчезновением экс-участницы группы «ВИА ГРА» Дарьи Медовой. Ее уже почти год разыскивает отец и полиция. Но безуспешно. В это время ее малолетняя дочь Варвара живет с отцом - Александром Швецом. Последний местонахождением бывшей супруги, не интересуется. Более того, как сообщил прессе отец Дарьи - Владимир Кобец, на суде Александр Швец открыто заявил, что его бывшей жены нет в живых.
Четыре года назад пара разводилась скандально, публично обмениваясь жутковатыми обвинениями. После того как суд оставил трехлетнюю дочку под опекой матери, Александр Швец обвинил правосудие в коррупции и длительное время требовал встреч с ребенком. Мужчина написал сотни постов и снял много видео о своем видении проблемы.
Дарья же поясняла - дочь Швецу отдавать нельзя, так как он "агрессивный сексуально озабоченный тип, а пребывание дочери с ним может таить для нее неизвестные угрозы". Как цитировала пресса слова Дарьи, "отец ребенка устраивал недопустимые действия по отношению к девочке – брал ее с собой в ванную, в туалет, заставлял одевать ему белье и т.д". Также Дарья утверждала, что супруг избивал ее и выгонял из дому, запрещал заниматься творчеством.
Вот, пожалуй, последнее публичное видео в котором мы видим Дарью с дочкой Варварой вместе. Оно было сделано для полиции, которая, по заявлению отца объявила девочку и мать в розыск в 2017 году. На видео адвокат подтверждает, что с матерью и девочкой все хорошо.
Фальшивые выводы органов опеки. Как Медовая лишилась ребенка
В мае 2018 года Святошинский суд Киева постановляет немедленно изъять у матери 6-летнюю девочку и передать ее отцу. Как заявила позже адвокат отца Дарьи Медовой - Людмила Волкова, суд опирался в своем решении на сфальсифицированное обстоятельства.
По словам адвоката, орган попечительства Святошинской РГА дал вывод о том, что ребенок может проживать с отцом, так как у последнего есть "2-комнатная квартира и хорошие условия для отдыха и обучения ребенка". На самом деле, по словам адвоката, квартира эта - однокомнатная и есть вопрос - действительно ли у 6-летней девочки есть все условия для нормальной жизни в одной комнате с взрослым мужчиной.
Второй сфальсифицированный для суда аргумент, говорит Волкова, - конфликт, спровоцированный Швецом во время попытки увидеться с ребенком в Херсоне, где девочка жила у бабушки и дедушки (это видео мы продемонстрировали вам выше). Вырванная из контекста часть видеозаписи конфликта, по словам адвоката, была записана на бодикамеры полиции, вызванной на место отцом, и также служила доказательной базой в суде. Несмотря на то, что сама полиция админпротокола во время того происшествия на Медовую не составляла.
Также органы опеки заявили, что у Дарьи Медовой нет собственного жилья, так что ребенка ей передавать на воспитание нельзя. На самом же деле женщина владела частью родительского дома в Херсоне, где и жила после того, как супруг заменил в их киевской квартире замки, а ее вещи выбросил на улицу. Оказалось, что все тот же Святошинский районный суд постановил лишить ее права проживания в совместно купленной со Швецом квартире, утверждает адвокат.
Волкова также сообщила, что решение об оставлении опеки девочки за отцом сейчас оспаривает ее дедушка - Владимир Кобец. Он не видел внучку больше года. Последний убит горем, поскольку убежден - его дочь имея сильный характер боролась бы за ребенка до последнего. Но девушка на инициированные ею же судебные заседания не явилась, что скорее всего свидетельствует, что с ней произошло нечто плохое, констатирует отец. Кобец утверждает, что бывший зять и его сторонники из его общественной организации занимаются вымогательством у потерпевших мам и заинтересованных отцов.
Что такое ОО "Батько має право" глазами потерпевших женщин
Именно в период начала судебных воен Александр Швец создал общественное объединение "Батько має право", под эгидой которого ныне разворачивается борьба за детей уже не в его, а в десятках, если не сотнях других семей. Общественники оказывают консультационное и юридическое сопровождение отцам, попавшим в такую же ситуацию, как и Швец. И все бы ничего, если бы с противоположной стороны баррикад не подали голос женщины. Они утверждают, что "Батько має право" использует травлю, психологическое давление и запугивание бывших жен.
На официальной странице организации ее деятельность описывается следующим образом: «Мы оказываем правовую, психологическую поддержку родителям и их детям, боремся с государственными органами по совершенствованию лучшей системы опеки над детьми, представляем интересы родителей в судебных и других государственных органах». Как видим, речи о том, что эти услуги платные, или должны вознаграждаться каким-то образом, нет.
Однако после предания публичности скандального бракоразводного процесса Швец-Медовая, оказалось, что женщин, жалующихся на давление со стороны организации "Батько має право" довольно много. В феврале была проведена пресс-конференция, во время которой потерпевшие рассказали о своих ситуациях.
Например, вышедшая замуж за иностранца Татьяна Шевченко рассказала, что отношения с супругом разладились сразу после тяжелых родов. Мужчина завел себе другую женщину, а их общего ребенка пытался отсудить и вернуть в Италию, хотя мальчик был рожден в Украине. Женщина говорит, что супруг пытался лишить ее родительских прав в Италии, запугивал ее и преследовал в Украине, в том числе и вместе с группой мужчин из ОО "Батько має право", членом которого он был. Татьяна рассказывает, что на нее давили психологически, в том числе тем, что "их много ... и они знают, каким женщина владеет имуществом". Сейчас на бывшего супруга заведено уголовное дело в Украине по факту преследования.
Другая потерпевшая - Елена Степанова рассказала, что агрессивные действия ее бывшего супруга, а также - других членов "Батько має право", стали причиной приступов паники у ребенка, теперь девочка не хочет видеть отца. 5-летняя дочь, по ее словам, при виде отца или незнакомых мужчин впадает в панику и кричит, пытается закрыться в комнате. Отец же девочки убежден, что ее настраивает против мать, так что раз за разом подает иски о невыполнении матерью постановлении суда о свиданиях с дочкой. Степанова же заверяет, что не было ни одного случая, когда она препятствовала свиданию отца с дочкой. Женщина пожаловалась что из-за пережитых стрессов девочке теперь приходится лечить энурез.
Более детально ознакомиться с историями женщин вы можете в этом видео:
Психолог Наталья Ломоносова, которая также присутствовала на пресс-конференции, рассказала о последствиях родительской войны для психики подрастающих детей. Она предупредила, что независимо от того, кто прав, а кто виноват в конфликте, детская травма будет настолько глубока, что обязательно скажется на качестве жизни и мировосприятии ребенка и в его уже взрослой жизни. Психолог настаивает, что ребенка очень травмирует ситуация необходимости сделать выбор, так как в любом случае кого-то из родителей он "предает".
"Дети не выбирают, они просто следуют за нами в ситуацию, которую мы для них создаем. Которая может их полностью подавить. Ведь семья - это место, которое создает нам базовое чувство - безопасности, без которого никто не может нормально жить. И если безопасности нет, то это полностью нарушает его эмоциональное развитие и эмоциональную способность распознавать свои и чужие чувства и понимать как взаимодействовать с другими людьми. У ребенка есть постоянное чувство тревоги, стресса, отсюда анорексия, булимия, каминг-аут-поведение и все другие ситуации, выходящие за рамки ... Как только он доживает до тинейджерского возраста находит вещества, которые облегчают его страдания", - говорит Ломоносова.
Почему в Украине возможны такие ситуации при разводах
Юрист Дмитрий Тымкив констатирует, в Украине конфликты на почве определения опеки над детьми возможны, ибо отсутствуют механизмы законодательного урегулирования досудебного процесса развода. И даже в случае получения всех судебных решений, нет механизма на уровне исполнительной службы, который бы защищал именно права детей. То есть к ребенку относятся как недвижимому имуществу. Более того, говорит юрист, часто возникает коррупционная составляющая, когда родители, пытаясь "урвать кусок друг у друга", вступают в коррупционные связи с органами опеки или исполнительными службами.
"Механизм обеспечения прав ребенка отсутствует ... Эти системные прорехи государством систематически не ликвидируются. В этом я лично вижу целенаправленную акцию по ликвидации общества. Потому что семья - это базовая ячейка общества. И если у семьи нет механизмов обеспечения гарантий ее прав, и в первую очередь - прав ребенка, то ребенок будет жить в постоянном стрессе", - говорит юрист.
Юрист признался, что неоднократно был свидетелем того, как один из родителей шел на поступки, выходящие за рамки норм поведения. В то же время законодательство обязано гарантировать ребенку защиту от агрессии взрослых и гарантировать ему право за здоровую - морально и физически, жизнь.
Примеров таким ситуациям - множество. Не каждый решится рассказать о них открыто, но мы приведем несколько из соцсетей.
Например, мать двоих детей Анастасия Глущенко из Броваров рассказывает, что бывший супруг применял к ней физическое насилие (на что полиция не реагировала), врывался в квартиру с целью забрать детей, длительное время затягивает суд по опеке, при этом алименты отцом не оплачиваются. За женщиной следят и запугивают, она лишена возможности нормально жить и работать:
Львовянка Оксана Кутинская рассказывает, что бывший супруг через суд обязал ее оплатить обучение сына в Германии (около 6000 долларов), чего женщина не может себе позволить. Самое интересное в ее истории то, что судья, вынесший такое решение, приходится ее бывшему супругу ... братом:
Как реагируют общественники и законодатели
11 февраля представители в парламенте состоялись Комитетские слушания на тему «Защита прав и интересов ребенка в гражданском процессе».
Среди спикеров судья Верховного Суда, представители Министерства социальной политики, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры Украины, Уполномоченного ВР по правам человека, а также представители различных специализированных организаций по правам детей, юристы и представители общественности.
Глава комитета, нардеп Артур Палатний заявил, что готов услышать всех и будет предлагать законодательные инициативы после всестороннего исследования.
Представители судебной власти указали во время слушаний на такие проблемы как нарушение сроков рассмотрения дел, необходимость введения специализации судей по семейным вопросам, необходимость введения механизма досудебного урегулирования семейных споров, отсутствие порядка допроса ребенка в суде. Прокуратура же настаивали на том, что ей надо вернуть функции представительства детей в судах.
Глава правления Центра семейно-правовых исследований, адвокат Олег Простибоженко во время слушаний представил свой законопроект изменений во все касающиеся вопроса кодексы. Однако, по словам других участников слушаний, эти предложения имеют ряд тревожных недостатков. Об них рассказывает другая участница слушаний - Виктория Сураева.
По ее словам, Простибоженко предлагает изменить подход к статусу родителей, заменить «права и обязанности» на «батьківська відповідальність», ввести институт поочередного проживания ребенка у обоих родителей. Также в законопроекте настаивается, что ребенок не может быть оставлен проживать с родителем, не имеющим собственного дохода, что по мнению правозащитников нарушает права матерей в декретном отпуске. Суду также предлагается разрешить решать вопросы места проживания ребенка, принятия решений об образовании, лечении и выезде заграницу – в одном производстве, то есть - выходить за рамки исковых требований. Также Сураева перечислила и ряд спорных, по ее мнению норм, которые "продвигают" в законопроекте и члены ОО "Батько має право".
Например ОО предлагает ввести равенство всех членов семьи относительно ребенка - то есть делить его между бабушками, дедушками, сестрами, братьями, вплоть до крестных. Создать Единый реестр детей, защитить права папы, который воспитывал чужого ребенка, а думал, что своего ("В идеале – маме криминальную ответственность, ну или, как минимум, возмещение материального и морального вреда. Папы, если повезет, и ребенок не ваш, то можно неслабо подняться" - комментирует Сураева). Также предлагается осуществлять психологический осмотр родителей при определении места проживания ребенка, а «обмежувальний припис» - применить и к маме, так же как и санкции в виде общественных работ, рассказывает Глущенко.
Как видим, прозвучавшие во время парламентских слушаний предложения еще довольно "сырые", а некоторые и вовсе могут возыметь обратный эффект. Но самое главное - что общественное и законодательное обсуждение проблемы вышло, наконец, в публичную плоскость, к нему проявился интерес. Главное, что пострадавшие от несовершенства законодательства начали говорить об этом, заявлять публично о проблемах и потребностях. Иного пути, чтобы защитить права детей просто нет. И до конца дойдут только те, кто имеет искренние намерения.
Вместо послесловия
Тем временем на странице ОО "Батько має право" в соцсети появляется еще более скандальный пост, чем обещание "дрючить каждый государственный орган .... и насиловать государство с вазелином ради дочки" от Александра Швеца.
На сей раз речь идет о том, что в ОО не советуют ни в коем случае иностранцам жениться на украинках - так как они меркантильны и отбирают у отцов детей. А институт брака и вовсе ставится под сомнение как ненужный и изживший себя. При этом женщин автор поста сравнивает с покупками в супермаркете "сегодня я хочу ту, а завтра - другую".
"Многие украинки паразитируют на эксплуатации института брака. Собственно и не только украинки. Особенно мстительные украинки знают единственное больное место бывших мужей - это ребенок ... Тысячные стаи украинских женщин - "зловживачок" так и делают. Забирают ребенка, прячут от отца, обвиняют бывшего в семейном насилии, которое в 9 случаях из 10 оказывается фейковым и вуаля ... - бывший наказан, ребенка не видит. Они как саранча сбиваются в стаи и, объединенные радикальными феминистическими организациями, продолжают опустошать поля мужского и родительского счастья", - говорится в посте.
Дальше автор призывает единомышленников "оторвать хвост гидре феминизма" (где найти хвост у гидры - это отдельная загадка), сравнивает женщин с кобрами и призывает иностранцев, "вляпавшихся в брак с украинками" обращаться в ОО за помощью. Естественно, прилагая к посту контакты. Вряд ли можно назвать воинствующий тон этого поста назвать преступным. Он он имеет признаки дискриминации, содержит своеобразную пропаганду женоненависничества. По сути - личное дело человека, как он относится к браку или к другим людям.
Однако есть тревожные признаки, на которые обязательно стоит обратить внимание правоохранителям, юристам, правозащитникам и законодателям. Если подобные воинствующие идеи выйдут за рамки личного пространства одного человека и начнут влиять на жизнь других людей (а именно об этом заявляют пострадавшие женщины), то они уже будут нарушением закона. А подобные идеи и организации будут появляться и существовать, пока в законодательство будет несовершенно, а исполнительная власть - слаба и коррупционна.
Иными словами, побороть "гидру маскулизма" можно только приведя в порядок законы и усилив исполнительную и правозащитную базы.