Когда Европа откроет для нас границы и откроет ли их вообще? Этот вопрос волнует многих украинцев, которым почувствовать себя настоящими европейцами мешает в том числе и необходимость оформлять разрешительные документы для поездок в страны ЕС. А с приходом ноября, судя по всему, Украина может получить на него ответ, поскольку парламент не далее как до 9 числа должен принять во втором чтении пакет законопроектов, без которых безвизовая мечта так и останется мечтой.
Итак, что мы имеем на сегодня. На саммите «Восточного партнерства» в Риге были достигнуты договоренности о введении безвизового режима Украины со странами ЕС в 2016 году. Глава государства Петр Порошенко надеется, что Верховная Рада таки примет законы, необходимые для либерализации ЕС визового режима, в первой декаде ноября. Что парламент этого созыва должен поставить точку в вопросе виз – и их для украинцев отменят, уверен и председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. Верит в наших депутатов и премьер-министр Арсений Яценюк, который даже знает, как нужно их простимулировать, чтобы не отлынивали от голосования и приняли правильное решение. «Я так понимаю, что те депутаты, которые против реформ, себе безвизовый режим сделали, – отметил Арсений Яценюк, – у них есть дипломатические паспорта. Так вот, у тех, кто не проголосует, предлагаю изъять дипломатические паспорта, и пусть стоят в очередях на общих основаниях со всеми гражданами Украины».
Из этого следует, что наша власть в визовом вопросе настроена крайне серьезно, но вот удастся ли депутатам в день голосования выступить единым фронтом и означает ли это, что украинцам уже в ближайшее время можно готовиться к безвизовому режиму? Именно эти вопросы и попыталась прояснить «Аналитическая служба новостей», пообщавшись с экспертами.
Сирийские беженцы как сдерживающий фактор
Ярослав МакитраМногие из них уверены, что не все так просто. К примеру, политический эксперт Института социальных технологий «Социополис» Ярослав Макитра заверил АСН, что на сегодня Евросоюз гораздо больше беспокоят вопросы Сирии, нежели безвизовый режим с Украиной. «Европа бросит все свои трудовые ресурсы на помощь сирийским беженцам, а для украинцев, к сожалению, теперь просто не будет хватать рабочих мест, – поясняет он. – Поэтому могу предположить, что получение безвизового режима перестало быть вопросом первостепенной важности. Мы можем постепенно и без суеты выполнять инструкции, данные нам ЕС, и ожидать, пока волна миграции стихнет и все стабилизируется».
Но этот сдерживающий фактор – далеко не единственный, который может сослужить Украине не лучшую службу: сложившаяся в нашей стране политическая нестабильность тоже заставляет европейцев сильно сомневаться, если речь – о безвизовом режиме для украинцев. Хотя, уверен Ярослав Макитра, вскорости – ввиду выполнения нами инструкций ЕС – могут ослабиться определенные ограничения и нормы получения визы, но до полного получения безвизового режима нужно переждать волну мигрантов и стабилизировать политическую ситуацию в стране. «В первую очередь, – уточняет политолог, – нужно уладить конфликт на востоке, ведь это, с одной стороны, является основным показателем нестабильности, а с другой, подтверждает, что наша власть не в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию. Следующий шаг – вычистить правительство и министерства от коррупционеров и бюрократов». Ведь пока мы не обуздаем коррупцию, уверяет эксперт, никакого реального движения к безвизовому режиму с Украиной со стороны Европы не увидим.
Андрей БузаровСудя по всему, введение безвизового режима с нового года, о чем ранее неоднократно заявляли, маловероятно, даже если отчет Еврокомиссии будет в пользу Украины. Этот процесс тормозится из-за отсутствия консенсуса в политических элитах и невыполнения Украиной плана по либерализации безвизового режима, поэтому, по словам эксперта-международника Андрея Бузарова, ожидать вступления страны в Шенгенскую зону с января 2016 года точно не стоит. «Есть много факторов, которые препятствуют введению безвизового режима для Украины, и это проблемы, связанные не только с миграционными сложностями, которые испытывает Европейский Союз (проблемы ближневосточных беженцев, – авт.), – поясняет он «Аналитической службе новостей». – Я думаю, что в целом консенсус будет найден и безвизовый режим для Украины будет. Есть другой момент: Украина, на мой взгляд, выполнила еще не все требования по либерализации. У нас есть внутренние проблемы, например, серьезные препятствия в виде снятия депутатской неприкосновенности. Плохо то, что среди политической элиты нет консенсуса в некоторых аспектах».
Тем не менее, эксперт убежден, что «глобально вопрос по утверждению безвизового режима для Украины уже принят за кулисами европейской политики». Но как это реализовать, чтобы было удобно и Украине, и ЕС? По сути, отмечает он, «последний год Украина занимается тем, что готовится к введению безвизового режима: это внедрение биометрических паспортов, некоторые вопросы, касающиеся реформирования системы законодательства. Но здесь вопрос больше политический, связанный с тем, что происходит в ЕС, который не хочет добавлять себе еще одну проблему». Посему сейчас невозможно говорить о точных датах введения безвизового режима.
«Не совсем правильным является подход, когда некоторые представители МИДа заявляют о том, что все готово, и мы можем с 1 января вступать в Шенгенскую зону, – уверяет политолог. – Заявляли, что с января 2015-го, с мая 2015-го, с января 2016-го. Но это были ничем не подтвержденные политические заявления, которые вводят в заблуждение. Здесь больше надо смотреть на то, какие конкретные результаты достигнуты. А пока что нет никаких предпосылок, чтобы говорить о том, что с 1 января 2016 года однозначно будет безвизовый режим. Нужно подождать, возможно, до середины 2016 года».
МИД свою работу сделал
На предоставление Украине безвизового режима с ЕС, правда, во второй половине 2016 года, надеется и глава МИД Украины Павел Климкин. Но – после того, как будут приняты все законы, выполнены все требования Европы (прежде всего, улучшение паспортного контроля на границах и введение внутренних паспортов европейского образца в виде биометрических ID-карт) и к 15 декабря мы предоставим ЕС отчет. Хотя в ЕС, отмечают некоторые независимые эксперты, «постепенно проходит политическая воля относительно предоставления Украине безвизового режима. Здесь не только усталость от того, что не выполняются требования, о которых неоднократно сообщали, проблема в антикоррупционных реформах. Это большой блок, который мы не дорабатываем».
Владимир ОгрызкоДипломаты, по словам экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, уже сделали все возможное для приближения безвизового режима Украины с ЕС. Теперь очередь – за профильными ведомствами, службами и парламентом, которые, однако, не выполняют то, что им положено. «Как-то сложилось, что все в Украине считают, что обеспечение безвизового режима – это функция дипломатов. На самом деле дипломаты создают возможности для представителей госаппарата реализовывать те вещи, которые от нас требуют. Разве это функция дипломатов – выдавать биометрические паспорта? Или дипломатическая ли функция – принимать законы против коррупции? Дипломатическая ли функция – создавать лагеря для потенциальных мигрантов? Нет. Это функция профильных ведомств, министерств, парламента, правительства и так далее. А почему-то в обществе упрямо считают, что дипломаты должны заниматься всем вышеперечисленным. Это ошибка».
Ирина СушкоВсе перечисленные функции, по словам Владимира Огрызко, как раз и являются необходимыми шагами к достижению безвизового режима. И если, к примеру, то же Министерство иностранных дел отвечает за биометрические паспорта, к нему и вопросы: почему их нет в необходимом количестве? Но в любом случае процесс продвигается. Хотя Украина, отмечает руководитель общественной организации «Европа без барьеров» Ирина Сушко, должна зафиксировать определенное движение в процессе либерализации безвизового режима. «У нас всегда остается шанс показать прогресс. Теперь Еврокомиссия ориентируется на то, чтобы от точки А мы обозначили определенное движение вперед – и до конца результата. Очевидно, что мы должны зафиксировать определенное движение. Однако очевидно и то, что в блоке противодействия коррупции мы не закончим то, что ожидалось от нас. Потому что есть определенные сомнения, что будут приняты эти все антикоррупционные законы, которые голосовались в так называемый безвизовый четверг, во втором чтении, – пояснила Ирина Сушко «Аналитической службе новостей». – Будем говорить откровенно, что те депутаты, которые начали говорить о недостатках в этих законах, тоже правы. Любые законы содержат определенные недостатки, которые необходимо убрать. Поэтому важно, чтобы сейчас парламент и правительство нашли возможность на общественном или экспертном совете устранить эти недостатки до второго чтения».
Эксперт отметила, что вопросы есть не только к законодательной власти. «Депутаты, например, жалуются, что правительство заставило еще до внесения в парламент эти все законопроекты согласовывать, поэтому есть вопросы ко всем. Не только к парламенту, но прежде всего к координации этой работы. Координация, которую осуществляет МИД, недостаточна, потому что тут нужен более высокий ее уровень, с большими мощностями влияния. На сегодня точно известно лишь то, что сейчас необходима все-таки политическая воля высшего руководства страны для того, чтобы все эти условия были приняты. Иначе мы можем оказаться в ситуации недовыполнения», – пришла к выводу Сушко.
Источник двух угроз
Андрей ЕрмолаевВ свою очередь, директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев уверен, что в ближайшей перспективе между Украиной и ЕС безвизовый режим вряд ли будет введен. Одна из причин, по его мнению, – то, что Украина для Евросоюза несет определенные угрозы. «Очевидно, что для Европейского Союза сейчас вопрос миграции – это вопрос политической, социальной и национальной безопасности. Украина в этом плане является источником сразу двух угроз, – пояснил Ермолаев АСН. – Во-первых, это проблемы миграции лиц, связанных с конфликтом на Донбассе, и лиц, которые оказались в состоянии не оглашенного двойного гражданства. Грубо говоря, это те, кто сохранил паспорта Украины, но либо уже пребывают на территории России, либо связанны российским гражданством. А это сильно усложняет определение гражданского статуса. А также несет определенные риски ЕС и конкретной стране, которая берет на себя право выдавать Шенгенскую визу. Вторая угроза связана с миграционным кризисом в самом Евросоюзе. Украина является одним из коридоров, по которому люди по негласным каналам из Азии, Африки и Ближнего Востока оказываются в ЕС. Вот эти две причины, как мне кажется, делают невозможным безвизовый режим для Украины в ближайшей перспективе».
По словам эксперта, еще одна проблема заключается в том, что для европейцев, в отличие от украинцев, вопрос введения безвизового режима – это выполнение всего комплекса программ, связанных с подписанными документами об Ассоциации. «Украина, к сожалению, не может ничем похвастаться в этом плане. Но это теневая сторона. Сколько бы политики ни декларировали эффективность европейского курса, ЕС – это хорошо просчитанный политический проект. И нужно понимать, что в ближайшей перспективе, а это минимум лет 10, Украина как возможный член Евросоюза рассматриваться не будет вообще. Все особые режимы и отношения – от экономического до гражданского, – по всей видимости, будут оттягиваться», – считает политолог.
Не согласен с такой позицией председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, который считает, что у Украины, хоть и невысокие, но шансы на безвизовый режим с ЕС есть. А вот «сроки его принятия зависят от трех факторов: технической готовности Украины, политической воли ЕС и отсутствия боевых действий на территории Украины». С его точки зрения, все три пункта достаточно выполнимы, однако на это нужно время. «Пока что технической готовности со стороны Украины нет. Тем более, за последние года два разочарование в Украине настолько велико, что количество требований увеличили. К примеру, снятие неприкосновенности с народных депутатов, чего не было ни с одной из стран мира», – заверил АСН эксперт.
При этом он отметил, что политическая воля ЕС для введения безвизового режима после Майдана была достаточно сильной, очевидной и четкой. «Ни у кого и сомнений не было, то безвизовый режим введут после Майдана. Тем не менее, медлительность подвижек разочаровала Евросоюз. Ведь они видят неэффективность новой власти», – сказал Филипчук, определив третьим пунктом безопасность в стране, «которой не было со времен Майдана, вплоть до сегодня». Мол, когда Украине планировалось дать безвизовый режим, ее воспринимали как источник миграции, страну, которая сможет быть поставщиком трудового и промышленного ресурса. Но это все – только при условии спокойствия внутри.
Нужен устойчивый мир
Руслан СольварЧто мы должны обеспечить устойчивый мир, урегулировав кризис на Донбассе, отмечает и народный депутат Руслан Сольвар. По его словам, успешная реализация технической части Плана действий визовой либерализации – важный, но не главный компонент проблемы. Он отметил, что многие формальные аспекты реализации плана потребуют бюрократической сноровки. Ключевые требования ЕС к Украине – эффективная борьба с коррупцией и реформа сектора безопасности – не могут быть воплощены в жизнь без политической воли руководства государства.
«Если Украина сможет осилить свою часть безвизового плана, у нас есть все возможности достичь результата, к которому мы движемся уже 5 лет. Со своей стороны, европейские политики уверяют, что влиятельные партии Европарламента, в частности Народная партия и социал-демократы, поддержат введение безвизового режима с нашей страной», – поделился Сольвар с АСН, подчеркнув, что сейчас крайне важно, чтобы различные политические силы не пытались расшатывать ситуацию в целом, препятствуя осуществлению очередного шага к сближению Украины с Евросоюзом.
Если посмотреть на проблему с прагматичной точки зрения, возникает логичный вопрос: в случае даже если наш парламент примет все необходимые законы вовремя, когда для украинцев могут открыться европейские границы? «Все абсолютно реально, – поделился своей точкой зрения с АСН политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. – У меня сомнений в реальности безвизового режима с ЕС нет. Вопрос только в том, чтобы была политическая воля и способность наших органов власти принимать решения и воплощать их в жизнь. Скорее всего, безвизовый режим с ЕС будет введен где-то во второй половине следующего года, однако не исключаю, что это может затянуться и до конца года».
Павел РудяковВ то же время директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков не настолько оптимистичен. Скорого введения безвизового режима ожидать не стоит, заверил он АСН. «Несмотря на то что законодательство уже адаптировано к европейскому, оно до сих пор не имплементировано, – отметил аналитик, – из-за чего и будут возникать задержки с отменой виз». Отчет европейской стороны, по его словам, будет «больше в бюрократическом духе, который не предполагает принятия на его основе каких-либо кардинальных решений – например, предоставления Украине безвизового режима, и наше руководство это осознает. К примеру, называется 2016-й как год, вероятный для предоставления безвизового режима. Но вряд ли до этого дойдет, поскольку нет политической воли и в руководстве ЕС в целом, и в отдельных европейских странах, в частности Германии, Франции, Италии, даже Великобритании. Эта политическая воля пока что не в нашу пользу. Так что все затянется как минимум до 2020 года».
Европа, по словам политолога, нам «еще раньше говорила о том, что «адаптация – это хорошо, но пора приступать к имплементации». И вот на этой имплементации мы ломаемся. Ломаемся, потому что ВР что-то делает, решает какие-то формальные вопросы и принимает законы, но эти законы не работают. И Европа нам, конечно же, указывает на это и заставляет бежать по кругу. Адаптацию мы выполнили или почти сделали это. А вот что касается имплементации, то это задача не на год и не на два. Вполне возможно, что на срок жизни одного поколения людей. 20 лет как минимум должно пройти, чтобы законы заработали, и чтобы в Европе изменилось убеждение об Украине как о стране, которая не является Европой. Вот тогда можно будет двигаться дальше».
В чем панацея?
Юрий РоманенкоХотя именно у людей с прагматичным подходом к жизни возникает и еще один вопрос: а кому, собственно, безвизовый режим у нас нужен, что мы вокруг него развили столь бурную деятельность? Если безвизовый режим с ЕС и поможет двум миллионам украинцев избавиться от лишней бумажной волокиты при получении визы, то 80% наших граждан как не ездили в Европу, так никогда и не выедут, считает директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко. «Люди, которые обладают средствами, чтобы съездить в отпуск за рубеж, поедут туда и так, ведь для них получить визу – не проблема. С бизнес-визой еще проще – ее оформляет предприятие, – разъясняет он «Аналитической службе новостей». – А люди как сидели в своих селах, так и дальше будут там сидеть. Большинство украинцев за всю свою жизнь ни разу не покидали страну. Этот вопрос проблему вообще не решает. Разве что немного упрощает жизнь тем двум-трем миллионам, кто может себе это позволить на регулярной основе». Политолог подчеркнул, что безвизовый режим мог бы быть полезным Украине только при наличии свободных рабочих мест в Европе. А на ближайшие несколько лет в ЕС все вакансии будут заняты новоприбывшими сирийцами.
«Да и в чем панацея безвизового режима? – переспрашивает Юрий Романенко. – Если мы не можем организовать свой рынок труда, не можем создать новые рабочие места, мы ищем поддержки у старшего брата – Европы. Думаем не над тем, как бы решить эти две насущные проблемы, а о том, куда сослать безработных». В то же время эксперт не видит особого рвения и со стороны украинского МИДа. Он сомневается, что проволочка в выполнении инструкций ЕС возникла из-за длительного согласования условий или недостатка человеческого ресурса и бюджета на реформы. Как не видит и особой пользы от этого новшества для сегодняшней Украины, потому что оно, уверяет Романенко, в украинской ситуации в целом абсолютно ничего не меняет.
Кстати, от парламента, который уже на этой пленарной неделе может рассмотреть нужные законы, зависит многое, но действительно далеко не все. Еще один острый угол, мешающий принятию безвизового режима, – определенное напряжение между Генпрокуратурой и МИДом. Если МИД, отвечающий за безвизовый режим, заинтересован в либерализации, то с ГПУ не все так просто. Посему Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) превратилась в настоящий камень преткновения – от нее многое зависит в решении этого вопроса, но вот только создавать ее как-то никто не спешит. Все упирается в проблему контроля: ЕС хочет полной независимости САП, а ГПУ такое положение дел не очень нравится.
Но Петр Порошенко свято верит, что процесс получения безвизового режима с мертвой точки сдвинется. «Мы имеем политическую волю для борьбы с коррупцией, у нас есть система этой борьбы, и это – вне сомнения – будет работать», – заявил он после переговоров с латвийским президентом Раймондсом Вейонисом. В украинском представительстве ЕС, в свою очередь, в ожидании принятия пресловутых законов крайне осторожны, но шанс на отмену виз нам пока что оставляют. Правда, даже если в Украине будут выполнены все условия для либерализации визового режима с ЕС, Европа вряд ли готова открывать границы для миллионов безработных украинцев.