То, как показательно дали по рукам главному олигарху в стране, вселяет надежду на начало деолигархизации Украины. Дальше тянуть некуда: если не отлучить крупных капиталистов от государственной кормушки, это может обернуться катастрофой и разрывом отношений с международными партнерами.
Перманентная война
Перераспределение активов – излюбленное дело украинских толстосумов. С тех пор как Украина стала независимым государством, группа людей производит постоянный передел сфер влияния в самых прибыльных отраслях. Так, в 90-е была кровавая борьба между «днепропетровскими» и «донецкими». В 2005-м – между «старыми», прокучминскими олигархами, и новыми, которые пришли с Ющенко. Более–менее ситуация устаканилась после победы Януковича. Основные олигархи разделили между собой самую прибыльную – энергетическую – сферу. Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ занялись нефтью и газом, Ринат Ахметов – электричеством, Николай Мартыненко – ядерной энергетикой.
Ожидалось, что победа Януковича возвеличит близких к нему олигархов Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. Однако перевесили кровные связи: так называемая «Семья» во главе со старшим сыном экс-президента Александром быстро оттеснила олигархических «патриархов», заняв ключевые позиции.
Очередной всплеск активности олигархов был в 2014 году, уже после Революции достоинства. И зря кто-то надеялся, что новая власть выполнит основной запрос общества на очищение власти от влияния крупного капитала. Выяснилось, что ситуация зашла слишком далеко, и без олигархов в этой стране решить ничего невозможно. Тогдашний и.о. президента Александр Турчинов справедливо рассудил, что если кто и может не допустить сепаратизма в своей вотчине, то только «хозяева» областей – влиятельные бизнесмены. Так возникла идея предложить возглавить Днепропетровскую область Игорю Коломойскому, Донецкую – Ринату Ахметову или Сергею Таруте, Харьковскую – Александру Ярославскому. Впервые в истории у людей, которые годами использовали Украину в своих целях, появилась возможность спасти страну.
Игорь Коломойский и Сергей Тарута согласились стать руководителями Днепропетровской и Донецкой областей. Правда, второму так и не удалось удержать ситуацию в регионе – слишком далеко зашла. Зато Коломойский сумел быстро завоевать имидж истинного патриота, отца региона, который не пустил сепаратистскую нечисть в свою и соседние области. Бизнесмен рассудил просто: если он – оплот патриотизма, то те, кто потакает сепаратизму, должны быть наказаны. Другими словами, влияние и активы того же Ахметова или Фирташа должны быть предельно уменьшены. Надо полагать, в пользу самого Коломойского. В качестве одного из предприятий, которое, по его мнению, должно быть национализировано, глава Днепропетровской облгосадминистрации назвал «Укртелеком». Который, как известно, принадлежит Ринату Ахметову.
Поскольку Ахметов проглотил оскорбление почти молча, а противопоставить Коломойскому было некого, его влияние продолжало расти. И в один прекрасный момент он открыто противопоставил себя всем, включая избранного Президента Петра Порошенко. И остался один на «Олимпе». По сути, из реальных конкурентов у Коломойского остался только Дмитрий Фирташ. И здесь Коломойский включил все рычаги влияния, включая телеканал «1+1», который с удовольствием поливал грязью Фирташа, Левочкина и их протеже Олега Ляшко. Впрочем, Фирташ в долгу не остался: на протяжении нескольких месяцев треть ежевечернего новостного выпуска на «Интере» было посвящено «злодеяниям» группы «Приват» и лично ее владельца.
Несмотря на компромат и нападки на него в прессе, Игорь Коломойский по степени влияния до последнего времени оставался главным олигархом страны. Это при том, что, если верить последним данным «Forbes Украина», он почти в 6 раз беднее Рината Ахметова ($1,4 млрд. против $6,9 млрд) и даже Виктора Пинчука, чье состояние $1,5 млрд..
Политолог Владимир Фесенко объясняет положение Коломойского тем, что у него есть больше ресурсов для влияния. Помимо подконтрольных депутатов и СМИ (которыми располагают и другие представители крупного бизнеса), у него есть добровольческие батальоны и, главное, инструмент финансового влияния – «ПриватБанк». Как подчеркивает Фесенко, последний инструмент он использовал как для шантажа Януковича, так и Порошенко.
Знай свое место
19 марта Верховная Рада внесла изменения в Закон «Об акционерных обществах» в части выплаты дивидендов. Согласно документу, в 2015 году снижается кворум для проведения общего собрания акционеров для всех акционерных обществ независимо от их вида собственности до 50% плюс 1 акция.
Несмотря на то, что инициаторы изменений скрывают его истинную цель и привязку к конкретным фамилиям, всем известно, что это было сделано для того, чтобы заставить предприятие «Укрнафта» выплатить государству дивиденды в размере 2 миллиардов гривен. Акционеры компании, 42% которой принадлежит группе «Приват», никак не могли созвать собрание акционеров, чтобы принять соответствующее решение. Как раз из-за того, что люди Коломойского блокировали этот вопрос.
Игорь Коломойский воспринял принятие закона как личное оскорбление и начал войну. В частности, против самого Петра Порошенко. После оскорбления журналиста олигархом Президент ограничился лишь выговором, надеясь, что глава Днепропетровской облгосадминистрации поймет с первого раза. Тот не понял, поэтому Порошенко, жестко раскритиковав «карманные армии», вынудил Коломойского к отставке.
Впрочем, вряд ли это было только решение Президента. Как отметил в комментарии «АСН» политолог Тарас Березовец, увольнение главы Днепропетровской ОГА было чуть ли не прямым требованием американских партнеров, которые справедливо возмутились: с одной стороны, Украина ходит по миру с протянутой рукой и выпрашивает деньги, с другой – на всех ее ресурсах паразитируют олигархи, высасывая из госбюджета миллиарды.
Некоторые эксперты считают, что отставки Коломойского можно было избежать. Но он переступил границу, так называемую «красную линию». По мнению депутата от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, граница была перейдена тогда, когда Коломойский начал щеголять своими «карманными армиями», угрожая использовать их в случае дальнейшего давления на него. Если бы Петр Порошенко, который обладает исключительным мандатом на использование армии, молча проглотил эти угрозы, это, по мнению Лещенко, поставило бы под сомнение его президентский авторитет.
Помимо «акционерного» закона, который значительно сужает возможности олигархов влиять на государственные компании, власть пытается приструнить и тех, благодаря кому олигархи чувствуют себя неуязвимыми и безнаказанными. Так, министр внутренних дел Арсен Аваков традиционно, на свой страничке в Facebook, написал, что отныне будет пресекать ношение оружия гражданскими лицами, которые служат в частных охранных фирмах. Носить огнестрельное оружие в общественных местах разрешат только работникам государственных силовых структур. Без исключений. «На улицах городов не будут бродить личные охранные группы бизнесменов и политиков — с огнестрельным оружием. Это касается всех: и «квазипатриотов», и реальных патриотов, и крупных бизнесменов, и олигархов. И — персонально — Коломойского, Пинчука, Ахметова, Еремеева, Суркиса, Григоришина и других. Хотите иметь охрану вашего бизнеса с огнестрельным оружием? Жестко, по закону, привлекайте милицейскую Государственную службу охраны. Иное будет пресечено», – предупредил Аваков.
Перераспределение или деолигархизация?
Эксперты, опрошенные «Аналитической служба новостей», склоняются к мысли, что дав по рукам Коломойскому, Президент сделал серьезный шаг по направлению к лишению влияния олигархов. Например, политолога Виктора Небоженко приятно удивила решительность, с которой глава государства поставил на место Игоря Коломойского. Правда, эксперт предостерегает от преждевременной радости: мол, нужно посмотреть, как поступят с другими олигархами.
Сам Президент тоже утверждает, что начал курс на деолигархизацию. «Прежде всего хочу, чтобы это не выглядело, как конфликт внутри власти. Я этого не допущу как Президент страны. Ключевая позиция, из которой я сейчас исхожу, – деолигархизация страны», – заявил Порошенко в интервью одному из телеканалов.
Правда, многие эксперты сомневаются в искренности намерений власти и ее способности довести дело до ума. По мнению политолога Тараса Березовца, нет никаких гарантий, что после «отжима» собственности Коломойского у нас не начнут появляться новые крупные капиталисты, похлеще прежних. Или что не возрастет политическое влияние других олигархов. Привыкшие держать нос по ветру, представители крупного капитала вряд ли упустят возвращение 90-х и возможность урвать себе кусок пожирнее.
Косвенные доказательства грядущего перераспределения мы уже видим. Например, в середине марта Игорь Суркис, в чью бизнес-империю входит «Львовэнерго», начал судебное разбирательство в ФГИ о незаконной приватизации 2012 года ПАО «Днепроэнерго», которое входит в «DTEK Холдингс Лимитед» Рината Ахметова. Аргументы Суркиса таковы: во время продажи предприятия были допущены дискриминационные условия приватизации, а Фонд госимущества не обеспечил конкурентную продажу акций «Днепроэнерго». Игорь Коломойский, к слову, в этом конфликте стоит на стороне Суркиса: он тоже потребовал реприватизации «Днепроэнерго», подав иск в Хозяйственный суд Киева от имени «Бизнес-инвеста». Правда, аналитики уверены: ключевое решение – «отжать» «Днепроэнерго» у Ахметова или оставить – будет принимать не суд. А лично Петр Порошенко.
Не исключено, что на фоне возросшей активности свое отобранное когда-то добро попытаются вернуть и другие толстосумы. Например, Виктор Пинчук, который может возобновить многолетнюю борьбу за «Криворожсталь».
Чем эта война обернется для государства? По мнению экспертов, здесь многое, если не все, будет зависеть от позиции Петра Порошенко. Если Игорь Коломойский – лишь первый в длинной цепочке тех, кого следует решительно отлучить от бюджетной «материнской груди», тогда появляется робкая надежда на реальную деолигархизацию Украины. Если же отжатые у Коломойского активы будут перераспределены между остальными олигархами и начнет появляться молодая поросль – новые Саши Стоматологи, Сергеи Курченки и прочие, тогда нас ждет еще не одна олигархическая война.
И в таком случае можно ожидать самых непредсказуемых последствий. Во-первых, олигархи, которые контролируют целые области (как, например, тот же Коломойский), в случае давления на них могут нарочно нагнетать обстановку. И кто знает, чем это закончится? Как минимум, Киев потеряет влияние на эти регионы. Как максимум, есть опасность появления новых «непризнанных республик».
Еще одна опасность – каждый уважающий себя олигарх контролирует определенное количество депутатов в парламенте. Они есть во всех фракциях, и если их боссы зададутся целью, можно развалить коалицию, а то и поставить под сомнение дальнейшее существование нынешней Верховной Рады.
Очевидно одно: любые столкновения украинских олигархов ведут к дестабилизации ситуации в стране, а значит, играют на руку России. Не зря о «страшной олигархической войне на Украине» вот уже несколько недель наперебой рассказывают все российские СМИ…