Нынешний Первомай и День Победы прошли относительно спокойно. Не было масштабных митингов в традициях СССР, шествий стройных колон с красными флагами и портретами «вождей». Притом колон, сформированных преимущественно из молодежи, знать не знающей, кто на плакатах и какова идея данной массовой акции.
Говорят, перед Первомаем те, кто надо, с коммунистами серьезную профилактическую беседу провели о возможных последствиях расшатывания ситуации в Киеве. А на анонсированный оппозиционный двадцатитысячный митинг пришло в 10 раз меньше народу, поскольку риски низко оплачивались: за весь день всего 100 гривен.
То, что митинги – возможность подзаработать, известно давно. Найти такую работу можно в Интернете, через знакомых. Оплата почасовая. Составляет 15-50 гривен в час, если просто постоять. Есть и премии. Тем, кто держит флаги, плакаты, – накидывают еще по 10-20 гривен. Премируют и за «неофитов» – приведенных с собой друзей и детей. В итоге за день может набежать неплохая сумма.
Досадно, что никто из профессиональных митингующих не задумывается, что за 30 серебряников нивелирует протест как метод демонстрации гражданской позиции, противостояния действиям властей, произволу и прочим безобразиям. Яркий пример – акция шахтеров в Киеве. Помните, как в конце апреля приехавшие отстаивать свои трудовые права шахтеры потерялись в толпе проплаченных «протестующих» -- крепко выпивших людей, хорошо ориентировавшихся на территории Мариинского парка и в районе станции метро «Арсенальная»? Прибывшие на заработки антимайдановцы вели себя точь-в-точь, как зимой 2013-14 годов.
Буквально стразу стало известно, что заказчик действа – олигарх Ринат Ахметов. Кстати, его подшефные «шахтеры», но не те, что уголь добывают, а которые футболисты, совсем не бедствуют. Мог бы и реальным шахтерам помочь. Увы… Пришлось Кабинету министров срочно выискать средства. Притом и для шахт, уголь с которых в Украину не попадает.
Павел РозенкоКак пояснил АСН министр социальной политики и труда Павел Розенко, это потому, что де-юре шахтеры с так называемых «ДНР» и «ЛНР» – представители украинских предприятий: «Абсолютное большинство шахт зарегистрировано на территории Украины. То есть это украинские предприятия, украинские работники».
Отметим, что протестами Ахметова занялись правоохранители. Служба безопасности уже сообщила: проходят допросы представителей топ-менеджмента одной из компаний бизнесмена относительно возможной причастности к финансированию акций в Киеве. Также задержаны люди, привозившие деньги из московского офиса экс-премьера Николая Азарова, и так называемые «тысячники», собиравшие и финансировавшие постановочные акции в Киеве.
Возможно, именно поэтому анонсированный на 9 Мая двадцатитысячный оппозиционный митинг провалился. Но вероятность новых акций остается. Россия и беглые политики работают на дестабилизацию ситуации внутри Украины, в том числе на нарастание гражданского недовольства, создания отрицательного имиджа нашей страны в глазах мировой общественности.
Следующий период активного проведения «акций протеста», вероятно, стоит ожидать 25 мая – на годовщину выборов Президента Украины, который, как известно, обещал избирателям «жизнь по-новому» и самое главное: «антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она должна и будет длиться часы».
Так что же делать, чтобы Украину не сотрясали с помощью проплаченных митингов? Рецептов много. Наиболее радикальные – применять силу. Но силовой разгон – не панацея. Пойди докажи, особенно нашим друзьям из ЕС, что акция не настоящая. Да и у власти может возникнуть соблазн всех несогласных клеймить прозвищем «титушки» и грузить в автозаки. К тому же, статья 39 Конституции гарантирует: граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации.
Есть идея ввести уголовную ответственность за организацию псевдо-митингов. Ее также раскритиковали. Напомним, она -- детище народного депутата Антона Геращенко. Уже оформлена в законопроект № 2651, предусматривающий внесение дополнений в Уголовный кодекс относительно подкупа участника массового мероприятия. Карать предлагается не платных стояльцев, а их спонсоров – организаторов действа.
Алексей ВороненкоНо, тем не менее, многие уверены: это как минимум не поможет. И пока будет спрос, останется и предложение. По мнению политолога Алексея Вороненко, люди соглашаются принимать участие в подобных акциях от бедности. «У нас могут все и всех сгрести в одну кучу и запретить митинги вообще. А мирные митинги - это нормальная европейская практика. Они проходят во всех цивилизованных странах», - сказал он в комментарии АСН.
С ним согласен и глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко: «У людей действительно есть проблемы с доходами. Если митинги проходят в рамках закона, то нет ничего катастрофического, даже если они и проплачены».Владимир Фесенко
Политолог Владимир Золотарев смотрит на проблему философски. Он полагает, что любой митинг в той или иной мере проплачен: там работают организаторы, арендуют аппаратуру, заказывают символику – флажки, листовки. «Общество в состоянии отличить ложь от правды. Ведь и «финансовый майдан», и протест шахтеров, и претензии к тарифам не получили поддержки», – подытожил он.
Юрий ПалийчукПолитолог Юрий Палийчук уверен, что проплаченные митинги будут до тех пор, пока будут те, кто готов выходить на протест за деньги. Избавиться от них можно только эволюционным путем, что уже сейчас получается неплохо. «Журналисты научились различать настоящие акции протеста и митинги, проплаченные или организованные с помощью административного ресурса, активно отслеживают такие случаи», – акцентировал он.
Евгений МагдаКак бы там ни было, все сходятся во мнении: дискредитации протеста платными акциями быть не должно, а коль уж случилось, виновные должны нести наказание. И бороться нужно превентивно: искать зачинщиков, а не гоняться за старушками и студентами. «Демократия – это право, а не то, что покупается и продается», - уверен директор Центра общественных отношений Евгений Магда.
Как видим, изжить платные митинги непросто. И любые неосторожные шаги властьимущих могут принести не только рейтинговые потери им лично, но и уронить авторитет страны в глазах наших западных партнеров, которые зачастую не хотят вникать в хитросплетения украинской политической жизни.
Кремль же и его слуги вовсе не отказались от так называемого «третьего Майдана». И надо быть крайне осторожными всем – как говорится, даже на холодную воду дуть. Ведь если удастся дестабилизировать ситуацию в Украине, государства может не стать, и получать экономические и политические дивиденды, как и митинговать за тридцать серебряников, будет уже негде и некому.