Чуть больше года назад, 16 сентября, под давлением общественности Верховная Рада все же приняла закон «Об очищении власти», и через месяц он вступил в силу. Украинцы ждали и надеялись, что от громких заявлений об «историческом моменте» принятия данного закона власть перейдет к громким увольнениям и наконец-то очистится. Но несмотря на то, что закон предусматривает увольнение практически всех должностных лиц, руководителей госорганов, их структурных подразделений и региональных управлений времен президентства Януковича, они до сих пор остаются в исполнительной власти. Почему?
Саботаж и профанация
Люстрационный комитет обвиняет в саботаже этого процесса Президента, главу СБУ, Министерство внутренних дел и Государственную фискальную службу. «Мы не один раз грустно шутили, что если бы Вацлав Гавел и Лех Валенса так относились к люстрации, как Петр Порошенко, то Чехия и Польша до сих пор были бы в Советском Союзе», - говорит председатель Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев.
Татьяна КозаченкоПо словам директора департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяны Козаченко, система оказывает сопротивление настолько, что в центральном аппарате ГФС работает 42% людей, которые подпадают под люстрацию. Еще 15% потенциальных кандидатов «на выход» из госслужбы работают в территориальных органах ГФС. Стоит отметить, что, по данным Минюста, глава ГФС Роман Насиров не входит в эти 42%, а значит, и не попадает под закон о люстрации. «Его имущество было приобретено не во время госслужбы», - пояснила Козаченко.
Соболев же считает, что глава ГФС подпадает под закон «О предотвращения и противодействия коррупции», а также Уголовный Кодекс Украины. «Мы уже внесли изменения в УКУ, что если чиновник не декларирует свое имущество, то он является преступником и должен на два года сесть в тюрьму со спецконфискацией», - отметил он.
Но не только МВД и ГФС саботируют люстрацию. Процесс очищения власти серьезно тормозится и судейским корпусом. «Если не перезагрузить, не перенабрать, как сделали с полицией, судейский корпус, то мы не получим качественного состава ни государственных органов, ни судов. Мы стали свидетелями, когда на этой неделе Высший совет юстиции фактически нивелировал решение временной специальной комиссии, когда по судьям, которые принимали решения по Майдану, сказали, что нет признаков нарушения ими присяги», - добавила она. Впрочем, такое решение не удивительное, ведь за год ни один судья не был люстрирован.
«Недолюстрированые»
В Общественном люстрационном комитете отмечают, что во избежание люстрации чиновники используют «фантастические» методы. Зачастую госслужащие даже фальсифицируют документы. Ярким примером, по словам главы совета комитета Александры Дрик, является «фантастическая четверка» - начальник ГУ МВД в Киеве Александр Терещук, первый заместитель начальника Главного управления ГФС в Житомирской области Лилия Курышко, начальник Главного следственного управления СБУ Григорий Остафийчук и замначальника Главного управления ГФС в Киеве Анна Игнатенко.
«Эти люди использовали такие методы ухода от люстрации, которые мы даже не могли представить», - подчеркнула она. По ее словам, избежать люстрации удалось и 21 депутату 8 созыва, среди которых – Сергей Левочкин, Наталья Королевская, Михаил Добкин, Сергей Кивалов, Виктор Балога, Нестор Шуфрич. «Депутата нельзя уволить с должности по люстрации, поскольку это было бы нарушением Конституции, права избираться и быть избранным, но пока работает закон об очищении власти, всем этим людям запрещено быть даже патрульными в Киеве, не говоря уже о руководящих должностях», - говорит она.
В Киеве остались на своих должностях со времен Майдана начальники управлений МВД Шевченковского и Днепровского районов Киева, заместители начальников управления Шевченковского, Голосеевского, Дарницкого и Деснянского районов столицы. По словам секретаря Общественного совета по вопросам люстрации при Минюсте Максима Маньковского, также есть вопросы к начальнику Главного управления ГФС в Киеве Людмиле Демченко и ее заместителю Алине Королевой, к заместителям прокурора Подольского, Печерского и Шевченковского районов Киева, первому заместителю и заместителю прокурора Голосеевского района, к прокуратуре Дарницкого района.
Судебные иски от люстрированных
Но не всем удается избежать люстрации. Те, кто не мог придумать методов и схем, позволяющих остаться на своем месте, и все же был уволен, решили отстаивать свои права в судах, пытаясь доказать, что люстрировали их незаконно, и требуют восстановления на должности.
Посчитать количество таких судебных исков невозможно. «У нас 27 административных судов. Человек может подать в суд несколько исков, которые, к тому же, могут иметь несколько способов защиты права. Могут или отменить указ о назначении, или восстановить в должности, или признать неправомерным бездействие, незаконными действия. Более того, человек может подать иск, потом отозвать и подать новый. Промониторить ни по фамилии, ни по количеству исков невозможно», - говорит Козаченко. С помощью единого реестра судебных решений можно посмотреть лишь приблизительное количество дел.
Впрочем, судебные иски дают результат. Некоторых восстанавливают. То ли закон не совершенен, то ли все же и судебный корпус требует безотлагательной люстрации. Но в Минюсте обещают, что подобные решения судов будут обжаловать.
Не все так плохо?
Егор СоболевОднако, по словам Соболева, несмотря на все трудности, закон об очищении власти стал единственным в Украине, благодаря которому после Евромайдана хотя бы кто-то был уволен. «По нашим данным, более 700 человек официально люстрированы и теперь 10 лет не имеют права возвращаться на госслужбу. И еще около 1000-1200 ушли по собственному желанию или перешли на другие должности, чтобы не попасть в люстрационные списки. В основном это «монстры», это руководители фискальной службы, прокуратуры, милиции. Очень хорошо, что хотя бы от них мы избавились», - отметил он.
Помимо самого закона о люстрации, приняты и другие законодательные инициативы, которые способствуют очистке власти. В частности, это открытые реестров собственности и возможность после решения суда конфискации имущества госчиновников, приобретение которого они не смогут объяснить. Причем не только их самих, но и имущества их родственников, а также оффшорных компаний, к которым эти чиновники имеют какое-либо отношение.
«Но нам нужны прокуратуры и суды для того, чтобы эти законы о спецконфискации заработали. Без набора заново судей, начиная с высших, эти законы работать не начнут. Но я вам гарантирую: мы с вами не будем еще очень старыми, когда очищение власти в Украине состоится», – считает Соболев.