22 марта в православном церковном календаре - день памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки».
Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равно (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, Тетерко) также называли печенье в виде птичек или солнца, пеклись к этому празднику, передает UkrMedia.
Сорок Севастийских мучеников были воинами-христианами, которые приняли мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с другими солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а затем раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглая, которого поразила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а потом казнить.
Хозяйки в этот праздник выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай.
Печенье давали детям, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора влезала на крыше, привязывала «жаворонков» к тычок и зазывала птиц скорее прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и разбрасывали по сторонам. Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще были сильны.
Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. О них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики принадлежало по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки выполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок шнурочков или разламывали сорок веточек. Это действие, по мнению наших предков, разрывала оковы злых духов, сковывающие землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гуляния.