Парламентская избирательная кампания 2014 года продемонстрировала новые тенденции. Партийные лидеры поголовно брали в свои избирательные списки комбатов, а кому повезло меньше, как в случае с лидером «Батьківщини» Юлией Тимошенко, заманивали к себе рядовых участников АТО. Как утверждали социологи, «военизация» избирательных списков автоматически добавляла политическим силам от 1 до 5% голосов на выборах. Ведь парням в камуфляже народ доверял. Избиратели были убеждены, что те, кто спал в окопах и на полную грудь вдыхал воздух войны, не могут обманывать свой народ – будут работать в парламенте на совесть.
Так ли это? «Аналитическая служба новостей» (АСН) изучила деятельность народных депутатов-комбатов. И вопросов к ней немало, начиная с посещаемости и количества и заканчивая качеством написанных законопроектов.
Одни еще не осознали, что они депутаты, другие только учатся
Удостоверение народного депутата в Верховной Раде VIII созыва получили более 10 комбатов и десятка два бойцов АТО. Большинство из них ходит в парламент в военной полевой форме, тем самым подчеркивая свою «причастность» к боевым действиям. Хотя, как признаются сами парламентарии-бойцы, на передовой бывают нечасто. Зачем тогда этот костюмированный спектакль?
Михаил Гаврилюк
«Последний раз был там (в зоне АТО, – авт.) где-то…, наверное,… месяц–полтора назад. Но депутаты туда должны ездить, иначе они не будут знать, что там происходит, – неуверенно сказал казак Михаил Гаврилюк. – А почему ношу в Раду камуфляж? У меня нет костюма. И в этой форме я в любую минуту готов отправиться на восток».
В то же время комбат «Азова», столичный мажоритарщик Андрей Билецкий и лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош «прописались» в зоне боевых действий: они больше воюют, нежели занимаются законодательной деятельностью. По данным общественного движения «Честно», Билецкий пропустил 11 из 15 пленарных заседаний, Ярош – 10 из 15.
Первые сто дней своей парламентской деятельности многие парламентарии-комбаты оценивают неудовлетворительно. Бывший комбат батальона «Донбасс» Семен Семенченко честно признается, что восьмая Рада недостаточно делает для укрепления безопасности страны и защиты ребят на передовой. Депутат не отрицает и своей вины.
Семен Семенченко
«Депутатский корпус делает недостаточно для обеспечения мира на востоке страны, слабо помогает в проведении АТО. И мобилизации, и резерв создаются немножко не в том направлении. Необходимо привлекать желающих, мотивировать их. А сейчас мобилизация происходит путем принудительного загона мужчин на фронт, – делится с АСН своим мнением Семен Семенченко. – Вы думаете, что зайти в парламент – великое счастье? Это не так. Я чувствую здесь колоссальный дискомфорт. Хочется проводить реформы, а они пробуксовывают. Люди, которые давно в политике, связаны множеством договоренностей. Они не готовы что-то реформировать, а новички не имеют опыта. Я, к примеру, обложившись учебниками, многое еще изучаю. Нам – тем, кто не повязан в эти схемы, – не хватает живости, ориентации в обстановке, знаний. А тем, кто повязан в «теневые» схемы, не хватает нашей свободы. Думаю, мы сможем прийти к балансу «знания–свобода» месяца через три–четыре».
Вячеслав Константиновский
На медлительность Рады жалуется и «олигарх, который продал Rolls-Royce и ушел на фронт», Вячеслав Константиновский. Народный депутат-ресторатор говорит, что недоумевает от рабочего графика в пленарные дни Рады. «Я доволен, как работает парламентский комитет по вопросам обороны. Там кипит работа. Видны какие-то процессы. А здесь…, – показывает рукой на зал пленарных заседаний, – …я так не могу. С самого утра прихожу, а спикер объявляет перерыв. Какие-то очередные совещания. Полдня может пройти, и ни один закон не примем».
К слову, сам Константиновский за свои 100 дней депутатской каденции написал всего пять законопроектов. Из них только два «атошных» (одним предлагает повысить минимальные выплаты по безработице участникам АТО, вторым – ускорить растаможку гуманитарной помощи для АТО, – авт.). «Что мне дает депутатский мандат? Пишу депутатские запросы по всем жалобам, с которыми ко мне обращаются избиратели, в частности, родственники участников АТО. Все! – рассказывает Константиновский и признается, что еще подумает, баллотироваться ли ему на следующих парламентских выборах. – Я не шел в депутаты, чтобы отстаивать какие-то свои интересы».
С депутатским значком воевать неохота
Владимир Парасюк
На гребне Майдана и АТО прошел в Раду 27-летний Владимир Парасюк. Более того, в октябре прошлого года за парня без высшего образования проголосовало рекордное количество избирателей (более 66 тысяч человек). Парасюк тронул сердца избирателей Львовской области ультиматумом, который он выдвинул со сцены Майдана тогдашнему президенту Виктору Януковичу, и тем, что отправился добровольцем на Донбасс.
Переступив порог Верховной Рады, Парасюк-депутат о боевых товарищах забыл. По крайней мере, такой вывод можно сделать, если посмотреть перечень его законодательных инициатив. Из 17-ти законопроектов Парасюка только один призван облегчить жизнь бойцов в зоне АТО. Документ касается волонтерской деятельности. «Если нужно помочь парням в АТО, пользуюсь депутатской корочкой. Статус парламентария здорово помогает. К примеру, везется гуманитарная помощь и на границе она блокируется таможенниками: просят взятку. Приезжаю на место – вопрос решен, ребята говорят: извините, вышло недоразумение. Помогаю решать вопросы с ротацией. Допустим, призвали парня на месяц, а держат полгода. По моему звонку проводят ротацию», – рассказывает о своих депутатских заслугах перед атошниками Парасюк.
Кстати, депутат признался, что не боится мобилизации, но убежден, что парламентариев не следует призывать в армию. «Я не боюсь мобилизации. Но послушайте, давайте не доводить ситуацию до абсурда. Верховная Рада – высший законодательный орган страны. И этой страной необходимо кому-то управлять: плохо или хорошо. Нужно быть или депутатом, или солдатом, – говорит Парасюк. – Это Пашинский (глава парламентского Комитета по вопросам национальной обороны, – авт.) активно пиарится на вопросе мобилизации депутатов. Если парламентарий Пашинский первым пойдет на фронт, то парламентарий Парасюк пойдет вторым».
«Заговорить» законопроект и не выполнять закон
Игорь Лапин
Ставку на статусную, а не на законодательную помощь ребятам в зоне АТО сделал бывший командир второй роты батальона «Айдар» нардеп Игорь Лапин. «Депутатская корочка очень помогает, особенно если нужно достучаться в высокие кабинеты и быть услышанными. Ведь у нас, к сожалению, так устроено, что пока младший по званию доложит старшему по званию, а тот в свою очередь – высшему руководству, то мы получаем Илловайск, – рассуждает Лапин. – Удостоверение депутата помогает даже психологически. Когда ребята на фронте видят, что приехал народный депутат, они ощущают поддержку. Особенно если видят, что политик появился не с группой подтанцовки, а с новеньким «калашом».
Парламентарий поделился с АСН своим мнением относительно того, почему Верховная Рада «мало делает для АТО». По словам Лапина, много нужных законопроектов банально «заговариваются». «На сегодняшний день активно пытаются заговорить законопроект относительно Нацгвардии. Политики медлят с урегулированием статуса участника АТО. Безотлагательно нужно разводить статусы участника АТО и участника боевых действий. Ведь нельзя сравнивать, к примеру, парней, которые несут службу возле Купянска (Харьковская область), и тех, кто действительно с оружием защищает страну. Нельзя «военных туристов» приравнивать к участникам боевых действий», – указывает на проблему Лапин. Депутат говорит, что готов лично написать нужный закон и предусмотреть в нем множество механизмов, как разграничивать оба статуса.
Сергей Мельничук
«Не нужно считать законопроекты, которые мы написали, – возмущается командир 24-го батальона территориальной обороны «Айдар» нардеп Сергей Мельничук. – Можно написать и принять тысячи законов, но они не будут работать. На местах их не спешат выполнять». Кстати, негласно депутаты-комбаты рассказывают об очень интересной тенденции. Якобы законопроекты, которые регулируют социальный статус участников АТО и их семей, блокируются на уровне профильного парламентского комитета. Их не спешат выносить на рассмотрение. «Нам дали понять, что в первую очередь будут приниматься социальные инициативы, которые исходят от Администрации Президента и Кабмина. Порошенко и Яценюк на теме военных пытаются заработать себе электоральные балы», – говорит один из нардепов.
Успеть к маю
Но главный законодательный тест комбаты-депутаты должны еще пройти. Им предстоит выписать и пролоббировать принятие новой Военной доктрины. Согласно коалиционному соглашению, документ должны были принять в четвертом квартале 2014 года. Не успели. Помешало обострение ситуации на востоке страны. Новый дедлайн – май 2015, что не за горами.
Сергей Пашинский
«К маю мы должны выйти на концептуальный документ. В доктрине четко будет назван «вероятный противник», зафиксирован курс в НАТО, установлены новые военные стандарты, прописана новая дислокация воинских частей», – рассказал глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский.
Как выяснила АСН, на сегодняшний день проект Военной доктрины – еще очень сырой документ. Его пишут все и никто конкретно.