Программу поддержки производства молока в частных домохозяйствах на селе и их перехода на европейские стандарты в Министерстве аграрной политики обещали презентовать уже на этой неделе. Ожидаемо, ее главные тезисы - "каждой корове по тысячу гривен, а теленку - по две" провозгласил на заседании Кабинета Министров 7 февраля премьер Владимир Гройсман.
Также Кабмин пообещал небольшим фермерам дешевые кредиты и частичную компенсацию на сельхозтехнику и посевной материал отечественного производства. По сравнению с ничем это, конечно, хорошие инициативы. Но если учесть плачевное состояние отрасли и экономики в целом - у инициативы Кабмина есть несколько слабых мест.
С чего все началось
Судя по довольно напряженным комментариям чиновников Минагро на прошлой неделе и обтекаемым фразам премьера на сегодняшнем Кабмине, детальная программа поддержки фермерства с точными цифрами статистики, аналитикой и прогнозами еще не готова. Но спешно давать обещания чиновников заставила шумиха, которая поднялась в прессе из-за возможного запрета на закупку молока у крестьян. Сначала об этом писали лишь отдельные профильные издания, однако когда вопрос взяли на вооружение Ляшко и Тимошенко, правительству пришлось срочно реагировать, дабы перетянуть "вожжи" управления ситуацией на себя.
Прежде всего чиновники пообещали, что никто не запретит и не собирался запрещать закупку молока у крестьян, упомянув, что истерия в СМИ поднялась напрасно. Однако это не совсем так.
Ведь с 1 января должны были вступить в силу новые стандарты качества цельного коровьего молока, главная суть которых - в пищу не должно попадать молоко второго сорта. Напомним, именно к нему относится все домашнее молоко, которое крестьяне сдают заготовителям. Только лишь в последние дни декабря 2017 года Минагро сообщило, что вступление в силу этих норм перенесено на несколько месяцев. Однако пока эта новость дошла до производителей, крестьян и премьер-министра, все успели пережить ряд стрессов:
- Переработчики молока нервничали из-за того, что за более качественное сырье им придется и платить больше, да и на рынке его слишком мало - всем заводам просто не хватит.
- Крестьяне мысленно вырезали скот, так как им было бы некуда девать излишки молока из подсобных хозяйств.
- А Владимир Гройсман злился, потому что Кабмину, после роста цен на продукты питания и газ, осталось только «рассориться» с селом.
Так что 17 января во время заседания Кабинета министров премьер впервые за долгое время вспомнил о селе, возмутившись идеей запрета приема молока у крестьян. Далее чиновники высшего и среднего звена бросились пояснять, что речь не идет о запрете приема молока, а лишь о том, что его качество (если точнее – то способы хранения) надо улучшать. Мол, необходимость повышать стандарты сырья, в том числе и молока и молочной продукции – часть договоренностей с Европейским союзом.
Но эти нормы, подчеркнули в Министерстве – лишь пожелание, а не ультиматум и Украина имеет достаточно времени для того, чтобы абсолютно безболезненно начать «доить по-новому».
«Никакие обязательства Украины в рамках имплементации договора об ассоциацию не предусматривают каких-либо изменений. Молоко цельное будет дальше закупаться без изменений», - заявил первый заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартинюк.
Тут же он обратился к крестьянам с советом самим напомнить и закупщикам их продукции о недопустимости манипуляций информацией, чтобы «сбить цену» на молоко. Действительно, ранее АСН рассказывала о том, что некоторые перекупщики поспешили воспользоваться шумихой и скупали после нового года у крестьян молоко по 4-5 гривен за литр.
Впрочем, в самом Министерстве подчеркнули, что никоим образом не могут влиять на цену, которую предлагают крестьянам за их продукцию. Хотя и считают, что 5-6 гривен за литр – очень невыгодная и даже губительная для села цена на молоко. Ведь содержать корову обходится почти в два-три раза дороже, нежели можно получить за продажу ее молока.
Какой выход видят в Минагро
Нельзя повысить в приказном порядке цену на молоко, но можно поменять само молоко, говорят в министерстве. Ведь, как правило, производимое в домашних хозяйствах молоко классифицируется как «второсортное» - худшего качества, нежели на фермах. И дело не в том, что оно меньшей жирности или не такое вкусное.
Скорее наоборот – его вкусовые качества намного лучше, но сохранить продукт в нужном состоянии помогает только моментальное охлаждение, а лучше всего – отсутствие контакта с воздухом во время доения. И если предположить, что у кого-то в селе до сих пор нет холодильников, сложно, то доить молоко специальным аппаратом действительно могут не все крестьяне. Ведь эти устройства довольно дорогие.
Колхоз по-новому
Минагро предлагает крестьянам объединяться в кооперативы и уже сообща решать вопросы с закупкой оборудования и установления высшей цены на их продукцию, мол, "вместе и батьку легче бить". Максим Мартынюк считает, что с сельским кооперативом, предлагающим на рынке, например, партию в 10 000 литров молока за сутки, захотят иметь дело напрямую уже и большие заводы. Так удастся исключить из этой цепочки перекупщиков, а главное - повысить стоимость молока для крестьян.
Уже в этом году несколько программ по созданию так называемых молочных кооперативов будет запущено, обещают в министерстве. В их основе - определенные стимулы к объединению в виде помощи государства в закупке оборудования. Сколько именно Минагро готово дать денег каждому селу на местный молочный кооператив, чиновники пока точно не говорят. Но, по их словам, средняя стоимость оборудования для доения и хранения молока составляет от 100 до 200 тысяч гривен.
Даже если предположить, что государство компенсирует хотя бы 30% из этой суммы (стандартный размер компенсаций в Украине), то среднему селу в 100 домов с коровами придется изыскивать около 140 тысяч гривен. По 1400 гривен на каждое подворье. А это - только на оборудование.
- Приплюсуем сюда еще уплату налогов и услуг бухгалтера, ведь в Минагро упорно избегают темы налоговых льгот для крестьян.
- Добавим оплату труда работникам молокосберегающего комплекса.
- Плюс стоимость работы лаборатории качества молока, которая также должна при нем работать.
- И учтем стоимость технического обслуживания комплекса и потребляемого им электричества.
В итоге сумма практически удвоится. И если даже предположить, что крестьяне все-таки затянут пояса и смогут изыскать по 1400 гривен одноразовой выплаты на закупку комплекса хранения молока, то все остальные расходы - ежемесячные, и платить их придется постоянно. Так что, даже объединившись в так называемые кооперативы, они все равно будут иметь в доходе те же 5-6 гривен за литр молока.
Какой тут может быть выход: государство за свой счет покупает комплекс по хранению молока. Сельские кооперативы освобождаются от уплаты налогов. Более того, получают право на получение дополнительных льготных кредитов. Ведь скорее всего многие крестьяне готовы открывать свое дело, например - производство сыров или масла, однако не имеют на это оборотных средств.
Проблема в том, что сейчас Кабмин говорит только о льготном кредитовании лишь фермерских хозяйств - им и дешевые кредиты, и компенсации стоимости сельхозтехники. Крестьянам же - только мелкие одноразовые дотации.
"Мы будем компенсировать порядка 1,5 тыс грн на дойную корову в год, чтобы тоже увеличивались надои молока... Мы хотим стимулировать поддержку поголовья коров на селе. Чтобы на селе молодняк содержался в течение 12-ти месяцев. Поэтому мы каждому такому домохозяйству и семье за каждую голову заплатим 2,5 тыс. грн в год", - анонсировал премьер Гройсман.
Не много, согласитесь, учитывая, что стоимость содержания коровы в домашнем хозяйстве, по прошлогодним подсчетам АСН, стартует от 7000 гривен . А в это же время местный фермер сможет претендовать на очень дешевые кредиты от государства - по 1-3% в гривне на три года. Не секрет, что абсолютное большинство из состоящих в профильных ассоциациях фермеров уже имеют технику и поля, достаточные для содержания и обслуживания новой фермы или нескольких.
Хотелось бы предостеречь Кабмин от такого перекоса. Ведь, скорее всего, непропорциональное распределение государственной помощи приведет к еще большему укрупнению уже существующих фермерских хозяйств, с которыми новые тягаться просто не смогут и не будут.
В одном селе мирно уживается не более двух-трех фермеров. На большее количество хозяйств в отдельно взятом населенном пункте просто не хватает земли.
Уже сейчас фермеры готовы душу продать за новый взятый в аренду крестьянский пай и бесконечно занимаются переманиванием крестьян друг у друга. А минувшей осенью, будучи уверенными в скором старте рынка земли, некоторые и вовсе ударились во все тяжкие - неформально скупали у крестьян паи, подписывая договоры аренды на 50 лет.
А тут еще и крупные аграрные холдинги хотят перераспределить в свою пользу выделенную впервые за долгое время государственную поддержку малых ферм и оставить селян без средств к существованию. В этом уверен президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич.
Как с такими соперниками тягаться обычному крестьянину с его коровой или даже сельскому кооперативу, который и существует то пока только в воображении Министерства агрополитики?
Вопрос риторический и очень серьезный. Для села - это вопрос выживания и дальнейшего развития. Для агрогигантов - тоже. Они против того, чтобы под боком расли мелкие, но многочисленные конкуренты. На чью сторону станет министерство?
Что можно сделать уже сейчас
Да, что-то нужно делать уже сейчас - пока село еще зимует на запасах, собранных осенью. Но придет весна - время сеять зерно, собирать сено - станет вечный вопрос топлива и тд. Но пока министерство только дописывает программы по поддержке села, а финансисты выискивают - откуда взять в них деньги в вечно дырявом бюджете. Значит, скорее всего, результатов можно ожидать к концу года.
А что делать до этого времени крестьянам, как выживать в условиях жестокой экономической эксплуатации? Нет ответа на этот вопрос в министерстве. Хотя там признают - молоко у людей, а они поставляют на молокозаводы больше 80% всего сырья сейчас, качественное. Но формально доится и хранится неправильно.
Так почему бы не дотировать каждому подворью с коровой по доильному аппарату? Нет, о такой инициативе в министерстве не заикаются.
Еще одно слабое звено цепочки поставок молока - его транспортировка от крестьян до молокозавода. Вы выдели на сельских дорогах хоть один молоковоз с современной бочкой-рефрижератором? Никто не видел! Потому что до сих пор его собирают по селам перекупщики и сами заводы старыми ГАЗонами с желтыми бочками. Холод в таких сохраняют, бросая вовнутрь замороженные 5-литровые пластиковые бутыли с водой.
Принимая молоко у крестьян закупщики контролируют на месте его плотность и жирность, часто приезжают вместе с лаборантами, которые выборочно берут молоко на пробу и проводят более глубокие анализы. Все, у кого выявят бракованное молоко, от его сдачи отстраняются без пояснений.
Однако почему заводы продолжают жаловаться, что молоко от крестьян по итогу все равно получают плохое, с бактериями и разбавленное. Оказывается, тут грешат уже сами закупщики. Они часто разбавляют молоко, а чтобы оно не потеряло плотность - бросают несколько пачек соли в бочку. Крестьяне из-под Полтавы рассказали нам, что видели, как в молоковоз заливали воду прямо из озера ведрами.
Также закупщики часто смешивают молоко - холодное с теплым парным. Из-за этого оно портится практически моментально.
На вопрос - почему в Министерстве не хотят ввести обязательные требования еще и к закупщикам молока, Максим Мартинюк, пренебрежительно улыбнувшись, ответил, что это не даст никакого эффекта, но лишь умножит бюрократические процедуры.
Странная позиция, учитывая, что Министерство волнует тот факт, как крестьяне доят и хранят молоко, но не волнует, как оно доставляется на молокозаводы. Если уж повышать стандарты - то для всех, не так ли?
Ну и последнее, собственно, о будущем кооперативов. По словам зама министра агрополитики, сейчас в Украине насчитывается около 800 таких объединений на селе. Однако "живых" из них - меньше 20%. Все потому, что созданы они были "сверху", непонятно пояснил Мартынюк.
А может, они "умерли" потому, что государство не предоставило им никакой помощи? И, призывая крестьян снова объединяться в колхозы нужно обещать и давать нечто большее, чем жалкая частичная компенсация за холодильную установку и 42 доллара за одну корову.