Оккупация Крыма, события на востоке страны поставили власть перед очевидным фактом – нужно срочно реформировать украинскую армию, иначе существует риск, что придется кормить и оснащать чужих солдат. Политики, которые взяли штурвал управления страной в свои руки, якобы осознают эту аксиому, но, как показывает время, не торопятся с решительными действиями.
Воевать по-новому сможем с декабря
В действующем коалиционном соглашении четко указано, что Украине нужна новая Военная доктрина. Более того, написание и принятие современной Стратегии национальной безопасности – пункт №1 в этом объединительном документе. Планировалось, что страна увидит главный военный документ в четвертом квартале 2014 года. Не сложилось.
«Календарные графики сорваны. Насколько мне известно, депутаты готовят этот документ в одиночку, а нужно объединяться. Чтобы написать и принять доктрину, нужна политическая воля крупных фракций. Какие бы глобальные изменения ни предлагала наша маленькая фракция («Самопомощь» – авт.), существующая политическая система будет их отвергать. По моим наблюдениям, сейчас никому не нужны изменения: Минобороны и Генштаб живут своей жизнью. А депутаты в большинстве своем выполняют обслуживающие функции Кабмина и Администрации Президента», – рассказывает «Аналитической службе новостей» (АСН) народный депутат, экс-комбат батальона «Донбасс» Семен Семенченко.
Как сообщили АСН в профильном парламентском комитете, ожидается, что проект Военной доктрины в Верховной Раде презентуют в мае, а ее утверждение запланировано на декабрь.
Сергей Пашинский
«В ближайшее время мы создадим единый орган по наработке данного документа. До этого велась параллельная работа на уровне народных депутатов, Генштаба, Минобороны и СНБО, – уточняет председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский. -– В принципе, работа идет, хотя я не доволен ее темпами. Надеюсь, что к маю мы родим какой-то итоговый документ».
Все зависит от того, кто потенциальный враг, а кто – союзник
Чем будущая Военная доктрина должна отличаться от нынешней? На этот вопрос у политиков и экспертов, с которыми общалась АСН, ответ один.
«Безусловно, в документе должно быть четко прописано, кто является нашим вероятным противником, и указаны потенциальные союзники. В доктрине следует указать, откуда может быть потенциальное нападение и как мы его планируем отражать», – отметил эксперт-международник Тарас Чорновил.
На политическом уровне Украина уже определилась с вероятным противником – это Россия.
Андрей Тетерук
«Враг один, и он сейчас ведет боевые действия на востоке нашей страны», – говорит народный депутат, экс-комбат батальона «Миротворец» Андрей Тетерук.
Среди потенциальных союзников украинские парламентарии называют страны НАТО. Долговременная перспектива – оказаться под военным «зонтиком» Альянса. Ожидается, что к 2019 году Украина полностью перейдет на натовские стандарты. Кратковременная перспектива – тесно сотрудничать с отдельными странами. Например, углублять и расширять взаимодействие на уровне литовско-польско-украинской бригады.
Усиление границ на востоке
«На сегодняшний день сложилась смешная ситуация. Если посмотреть на постоянное базирование наших воинских частей, то такое впечатление, что мы готовимся к войне с Польшей и Румынией», – говорит Сергей Пашинский и уточняет, что в будущем нужно обязательно провести передислокацию войск – усилить восточные рубежи.
В апреле депутаты намерены принять Закон «О Национальной гвардии». Им планируется закрепить за гвардейцами функции не только по охране внутреннего правопорядка в стране, но и сотрудничество с пограничниками по совместному прикрытию восточных границ. То есть, введение военизированной охраны украинско-российских рубежей.
Дискуссионным остается и вопрос укрепления границ. Инициатива правительства Арсения Яценюка по строительству на границе с Россией «Стены» все больше подвергается критике. Проект слишком дорогой, а его эффективность по обеспечению безопасности потенциально низкая. В Администрации Президента без лишнего шума анализируют возможность создания своей «линии Маннергейма», с глубоко эшелонной обороной, и даже танковыми позициями.
Но чтобы «удерживать» границы, нужно еще определиться, где именно они проходят. Учитывая военные действия на востоке страны, оккупацию Крыма, частичную оккупацию отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, украинские границы де-факто и де-юре, как говорят в Одессе, – две большие разницы.
Тарас Чорновол
«Военная доктрина пишется на долгие годы. Теоретически в ней границы должны выписываться без факта оккупации, а так, как они обозначены в международно-правовых договорах, – рассуждает Тарас Чорновил. – Но в нашем случае восточные и южные границы, скорее всего, будут по-особому указаны в Переходных положениях документа».
По мнению эксперта, очень важно не забыть в новой Военной доктрине указать окончательную цель – возвращение Крыма и полная демилитаризация этой территории, вывод иностранных военных баз.
Ставка на профессиональную армию и перевооружение
Украина взяла курс на наращивание численности своих Вооруженных сил. В частности, 5 марта народные депутаты поддержали президентскую инициативу по увеличению личного состава ВСУ с 184 тысяч до 250 тысяч человек. Будет ли эта численность закреплена в Военной доктрине, – вопрос. Среди народных депутатов активно обсуждается другой вариант комплектации армии.
«Стране нужна профессиональная армия численностью в 150 тысяч человек, а также военный резерв – еще около 500 тысяч человек», – высказывает мнение народный депутат, военный эксперт Дмитрий Тимчук.
Дмитрий Тимчук
Парламентарий уточняет, что военный резерв должен состоять из хорошо подготовленных и обученных людей. Аргументация проста – опыт АТО показал, что один хорошо обученный боец приносит больше пользы в военной операции, чем десять «слонов», которые на поле боя в основном выполняют функцию «пушечного мяса».
Как вооружать украинскую армию? Ориентир – оснащенность армии «вероятного противника».
«Только указывается возможный противник, выстраивается концепция противостояния. Если мы видим, что у нашего вероятного противника 300 тысяч человек в сухопутных войсках, на вооружении стоит 5 тысяч таких-то танков, мы должны моделировать ситуацию, как с этими танками бороться. Если мы видим, что наш противник, условно говоря, в Черном море имеет такие-то военно-морские силы, то мы должны думать, что и как нам сделать, чтобы потенциально обезвредить их», – рассказывает о стратегии вооружения Пашинский.
Красной нитью в Военной доктрине должны проходить вопросы противодействия гибридным воинам. Ведь на сегодняшний день Украина имеет дело не с классическими военными действиями.
Віктор Чумак
«Мы имеем уникальный шанс выписать идеальную Военную доктрину. У нас определились враги и союзники, определилась главная военная угроза и формы ее деятельности. Уже известно, как ведется гибридная война. Теперь нужно выписать предохранители. И ложно думать, что мы не знаем, как вести гибридную войну. В Брюсселе и в НАТО разложили эту войну уже на молекулы», – говорит народный депутат, экс-директор департамента анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований Виктор Чумак.
Планируется в документе сделать акцент и на патриотическое воспитание населения. Премьер Арсений Яценюк дал распоряжение профильным министерствам разработать программы по патриотическому воспитанию украинцев, проведению военной подготовки юношей в школах, институтах.
Свой вклад в Военную доктрину должно внести и Министерство информационной политики. От ведомства Юрия Стеця требуют стратегию противодействия информационным войнам.
Вопрос ребром: нужно ли Украине возвращать ядерный статус?
Довольно часто отдельные политики делают заявления о целесообразности возвращения Украине статуса ядерного государства. В прошлом созыве Верховной Рады группа парламентариев-свободовцев даже зарегистрировала постановление «О Концепции создания обороноспособного Украинского государства и общества». В документе есть пункт о возвращении Украине ядерного статуса.
«Отказ Украины от ядерного арсенала сопровождался принятием Будапештского меморандума, по которому Великобритания, США, Россия, а впоследствии Франция и КНР гарантировали ее территориальную целостность и защиту. Аннексия Крыма, прямая военная агрессия со стороны Российской Федерации продемонстрировали неэффективность упомянутых гарантий и еще раз подчеркнули приоритетность оружия массового поражения в сфере обеспечения национальной безопасности», – отмечается в документе.
Но эксперты просят политиков не делать таких громких заявлений и не регистрировать подобные законодательные инициативы. Только врагов себе наживем. В частности, США и ЕС не поймут этих заявлений и отвернутся от Украины, оставив ее наедине с Россией.